Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Владыки сменяются – "владычество" остается. Новые нюансы в скандале вокруг Латвийской Православной Церкви Московского патриархата


Скандал в Латвийской Православной Церкви Московского патриархата (ЛПЦ МП) продолжает набирать обороты. Он давно уже вышел за пределы внутрицерковные и все больше напоминает начало своего рода кампании "оранжевой окраски" с привкусом компрометации русских в этой проблемной прибалтийской стране.

В одной из бесед с латвийскими коллегами, заинтересованными в достоверности информации по этому делу, доводилось слышать следующее: "Вы думаете, что мы специально раздуваем это безобразие? Нет. Все дело в том, что когда приходится сталкиваться с нечистоплотностью ординарных граждан - латышей, поляков, русских и других, мы не только не придаем этому большего значения, чем любым ЧП вообще, но и принципиально не акцентируем внимание на национальности, потому что это не имеет такого значения, какое может придаваться разными провокаторами. Что касается Церкви, то у нас просто не принято лезть туда с бестактным интересом, потому что эта организация требует особого отношения и уважения. Но, когда сами верующие десятками обращаются к нам, приносят документы, делают заявления и просят помощи, потому что больше ее нигде не найдешь, то мы обязаны вмешиваться в этот процесс. А когда оказываешься посвященным в такие факты, что волосы на голове дыбом встают, то остается только скрипеть зубами и уже из принципа рассказывать о них всем. Это же - Церковь. Как такое может быть там?"

Понять латышских журналистов нетрудно, потому что подобные чувства приходится испытывать иной раз и их российским коллегам. Благо, общий уровень современного нравственного падения общества затрагивает всех его членов, не разбирая, во что они облачены - в пиджак или в рясу. Но к привкусу какой-то обиды за то, что разная уличная, "низовая" грязь проникает и в Храм, привыкнуть невозможно. Поэтому можно представить себе шок, который испытывают наивные латышские репортеры, когда узнают, что известный владыка (!), оказывается, держит неугодного ему почтенного священника фактически под арестом, далеко за городом под бдительным оком своих "охранников". Как известно, это именуется "киднэппингом" и преследуется во всех странах законом, что не мешает нарушать его разного рода террористам. Но, владыка, пардон, это уже нечто...

Надо сказать, что даже к "нетрадиционной сексуальной ориентации" в этом смысле в европейских обществах относятся гораздо терпимей, чем ко всякого рода аферам с нарушением закона. Объясняют это тем, что проблемы предпочтений кем-либо партнеров общепринятого или "не того" пола остаются, в основном, проблемами личного характера, и при достаточно развитом культурном уровне не наносят ущерба посторонним. В то время как проступки на грани уголовщины и откровенные преступления неизбежно травмируют весь социум, даже если кто-то из жертв об этом не подозревает. В частности, жертвами распродажи в Латвии недвижимой церковной собственности, возвращенной государством, оказываются на только обокраденная ЛПЦ МП и те, у кого могли возникнуть сложности с крышей над головой, но и сами формальные покупатели. Жилое здание на улице Бривибас в Риге продавалось по схеме, известной всем "черным риэлторам". Сначала некие частные лица выкупали у коммерческого ООО "Фонд Латвийской Православной Церкви", которым руководит шурин митрополита, части здания. Потом - весь дом, а затем, уже в качестве владельцев, продавали его истинному покупателю - фирме, под названием IPSO-S. Формальный "бумажный" расчет делался по таким низким ценам, что не участвовавшие в сделке риэлторы могли только завидовать своим более удачливым коллегам. Но это с гарантией указывает и на то, что реальные проплаты должны были производиться лишь криминальным путем, минуя такие досадные вещи, как налоги, регистрация в государственных и городских реестрах. Но главное-то в том, что деньги, вырученные фактически в результате таких махинаций, при подобных моделях расплаты исчезают бесследно и, разумеется, безвозвратно. К тому же, родственник митрополита, руководитель коммерческого "Фонда ЛПЦ", непосредственно осуществлявший сделку, еще в конце прошлого года успел покинуть страну.

В одной из публикаций, затронувших эту тему, упоминалось высказывание епископа Лаврентия (Миговича), по мнению которого достаточно собрать Собор ЛПЦ МП, чтобы стало возможным аннулировать совершенные сделки. Увы, это не так. Потому что формально-то сделки вполне законны, и факт преступления мог быть установлен лишь в случае уловления за руку в момент их совершения. Да и решения Собора, пусть они будут самыми категоричными, для светской власти и ее правоохранительных учреждений не указ.

Таким образом, все, что грозит сегодня оскандалившемуся главе ЛПЦ МП, для человека его типа далеко не "смертельно". В самом деле, ну "извергли" бы его даже "из священнаго чина" без отлучения от церковного общения в соответствии с 25-м Правилом Св. Апостолов - что изменится? Судя по порнографическому видеоролику, который появился в СМИ в процессе скандала, и епископский чин в наши дни может предпочитать мирские утехи и обличьем своим, при том, вполне соответствовать "нормам", описанным епископом Мефодием Патарским (Ликия) в его "Откровении": "Блуд, прелюбодеяние, мужеложество, тайные дела, кража и убийство станут господствовать в народах".

Но, вероятней всего, и нынешняя латвийская "внутрицерковная коллизия" будет иметь привычное разрешение по принципу "спуска на тормозах". В конце концов, все эти сотни тысяч долларов, утерянные в виде уплаченных покупателями сумм за недвижимость и какие-то нетрадиционные озорства отдельных иерархов не стоят того, чтобы нарушать общий комфорт и "симфонию" в РПЦ МП. Поэтому, неизбежная смена главы ЛПЦ МП может пройти вполне благостно, с поставлением на пост ее первоиерарха кого-либо из уже вычисляемых кандидатов, либо неизвестной пока креатуры Московской патриархии.

В связи с этим может оказаться интересной одна подробность, которая стала известна спустя пару недель после Прощеного воскресенья, когда митрополит Александр пригласил к себе сторонников и защитников архимандрита Феофана (Пожидаева) (75-летнего старца, очень уважаемого в Латвии). По свидетельствам одного из них, с митрополитом удалось договориться о том, что если о. Феофан сделает шаг к примирению, признав "некоторую свою неправоту" во вполне праведном конфликте с главой ЛПЦ МП, то митрополит, со своей стороны, будет ходатаем за него перед Патриархом Алексием II при выборе нового главы Латвийской Православной Церкви. Будто в подтверждение такой модели невынесения сора из избы, 20 марта в латвийской газете "Час" появилось и заявление архимандрита Феофана. В нем он кратко сообщает об истории конфликта со своим архиереем и об осмыслении доли собственной в нем  вины: "Боль и борьба за это, длившаяся более года, существенно сказались на состоянии моего здоровья. Естество взяло верх, и я, отклонив монашеский подход к решению данного конфликта, прибег к общепринятым методам, допустив несдержанность, нарушение субординации, этикета, проявил несмирение, отсутствие любви к заблудшим, проявлял требования услышать меня, вместо монашеской покорности.

В настоящем признании обращаюсь к Вам, Высокопреосвященнейший Владыка Александр, к вам, уважаемые члены Синода, и ко всей латвийской православной пастве с чувством искреннего покаяния в вышеизложенном, за что у всех вас нижайше и с любовию прошу прощения".

Нетрудно уразуметь, что если события примут новый оборот, то будут развиваться гораздо менее остро, чем до сих пор. Кандидатура архимандрита Феофана на пост главы ЛПЦ МП становится более реальной, а проблемы "жизненного опыта" митрополита Александра получают реальную перспективу разрешения в церковных кулуарах.

Михаил Ситников,

для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования