Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Лукавый домострой. Концепция прав человека Московской патриархии полностью противоречит демократическим принципам


Официально считается, что единственным институтом в России, который каким-либо образом может влиять на формирование нравственного облика большинства граждан, является Русская Православная Церковь Московского патриархата. Руководство официального православия также полагает, что имеет право говорить о том, что 70, а то и 80 процентов населения страны ассоциирует себя с православной верой. Осознавая свою ответственность за страну, Московская патриархия начала обсуждение своей концепции прав человека, однако в отличие от заявлений о нравственном состоянии общества, представления о правах человека в церковной среде противопоставляют Церковь демократическому обществу.

Прежде всего, либеральные демократические ценности воспринимаются православными идеологами как хорошая почва для нравственного разложения общества, разрушения традиционных ценностей и культурной деградации. Для русского националиста – аборты, эвтаназия, пропаганда гомосексуализма – это прямое следствие демократии, тогда как для любого консервативного католика или же протестанта они являются издержками секуляризации и, в конце концов, свободной воли, заложенной в человека Творцом.

Для руководства РПЦ МП права человека являются не постоянной категорией и не аксиомой, а определённой проблемой, которая ещё требует своего обсуждения. Именно поэтому во время соборных слушаний в отеле "Даниловский" 28 февраля на тему "Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд" глава Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (Гундяев) с такой лёгкостью говорил о том, что главный принцип прав человека – "обеспечить свободу выбора и возможность следовать нравственной норме". Предполагается, что соответствующая концепция РПЦ МП будет принята на Всемирном русском народном соборе в апреле. Слова владыки Кирилла заслужили похвалу со стороны уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, который выразил радость по поводу того, что РПЦ МП "активно разворачивается к проблеме прав человека, признавая ее проблемой № 1".

Однако одобрение того, что права человека должны соблюдаться в принципе, является только первым и самым поверхностным пунктом концепции, предложенной митрополитом Кириллом. И сам владыка Кирилл, и заместитель главы ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин периодически заявляли о том, что Россия должна предложить своё "соборное" понимание демократии и фактически лишить правозащитную деятельность её либерального содержания. Суть этих заявлений была, в частности, раскрыта владыкой Кириллом во время конференции в Санкт-Петербурге в сентябре 2005 года. Митрополит выделил "универсальное" в концепции прав человека, то есть то, что является аксиомой. Это утверждение, что достоинство человека является важной ценностью, а также то, что без свободы реализация достоинства человека невозможна. Больше внимания владыка Кирилл уделил "вариативному", то есть тому, что можно обсуждать и исключить из понимания прав человека. "Вариативное" – это способы реализации ценностей свободы, стиль жизни человека, организация общественной и политической жизни в той или иной стране, воплощающие эти ценности. Кроме того, митрополит Кирилл оспаривает эксклюзивное значение, которое часто придается ценности свободы в обеспечении достоинства человека, и не считает, что свобода является единственным способом реализации прав человека.

Свободу, в собственном понимании, реализуют те, кто могут её реализовать. В соответствии с этим происходит не огосударствление Церкви, а клерикализация некоторых решений государственной власти, которой такие шаги пока выгодны в тактических целях. Рассуждениям владыки Кирилла совсем не противоречит стремление иерархов Московской патриархии активно влиять на местные и федеральные органы власти не только через ограничение прав религиозных меньшинств, рекламы на телевидении, но и через контроль нравственного уровня СМИ, продвижение "Основ православной культуры" в школы и вузы, реституцию собственности и т. д. Позиция по перечисленным вопросам другого иерарха – управляющего делами Московской патриархии митрополита Климента (Капалина), который отстаивает позицию Церкви в Общественной палате РФ, получает в заявлениях владыки Кирилла своё идеологическое обоснование.

Конкретное воплощение концепции прав человека в обществе, как это видится РПЦ МП, основывается на представлении о том, что права человека – это права православного большинства. Об этом говорится в статье пресс-секретаря Союза православных граждан и эксперта Института стран СНГ Кирилла Фролова "Суррогатный консерватизм - новое оружие идеологов либерально-секулярного тоталитаризма". По словам Фролова, гражданское общество невозможно без понятия "православного большинства", и предлагает использовать правозащитную риторику в деле защиты этого большинства - так, как либералы используют её против РПЦ МП. Признаком того, что права человека в России соблюдаются, по мнению Фролова, будет введение "Основ православной культуры" (ОПК) при содействии Министерства образования и науки РФ, появление института военного духовенства, энергичная поддержка Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП) и т.д.

Внутрицерковное представление о правах человека часто ставит под удар самих православных, которые готовы не только выражать, но и отстаивать свою гражданскую позицию. Церковное руководство предпочитает избавляться от диссидентов в своей среде, не применяя к ним концепции о достоинстве и правах личности вообще. Так произошло в ходе конфликта вокруг православной классической гимназии "Радонеж", преподаватели и духовник которой объявили о наличии коррупции в братстве "Радонеж" и о некомпетентности руководства братства. Разбирательства по этому делу не было – духовник гимназии священник Алексий Сысоев был уволен указом Патриарха Алексия II, "недовольных" преподавателей из гимназии выгнали. В начале февраля таким же образом поступили с настоятелем Макариев-Решемского монастыря игуменом Евмением, миссионерские проекты которого были свёрнуты, а сам он изгнан из обители вместе со своими единомышленниками. 1 февраля этого года о начале процесса своей ликвидации руководством Московской патриархии заявили прихожане храма св. Николы на Берсеневке. Настоятель храма игумен Кирилл (Сахаров) известен как антиглобалист, сторонник строгого богослужения и противник ИНН. Богослужение в храме совершается по полному уставу со знаменным пением, практикуются только частная исповедь и погружательное крещение. Известность игумена Кирилла, его взгляды, создающие проблемы в отношениях с налоговыми органами, особое благочестие самой общины послужили поводом для того, чтобы руководство РПЦ МП фактически отказалось продлить полномочия приходского совета, которые истекали 31 января. Московский архиерей, которым является Патриарх Алексий II, не дал благословения на проведение приходского собрания, на котором избирается приходской совет, и теперь община находится на осадном положении, так как может в любой момент потерять храм.

В сознании многих православных иерархов настоящая свобода – это следование правилам "Домостроя" в соблюдении общественной нравственности и подъёме рождаемости. В то же время в высказываниях и поступках идеологов РПЦ МП есть большое лукавство. На деле права человека оборачиваются правами православного архиерея и полным бесправием всех остальных участников внутрицерковных отношений. Требования Церкви в соответствии с её пониманием прав человек уже вызывают недовольство в бюрократической среде, что, в общем, естественно и не всегда говорит о неправоте церковных деятелей. Однако в глазах гражданского общества недемократическая трактовка прав человека в реальности приведёт к дискредитации нравственного авторитета православия.

Роман Лункин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования