Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Старая вера вступает в информационный век. Итоги старообрядческого года - 2005


Прошедший год был для многих старообрядческих согласий непростым, но, вместе с тем, богатым на различные события. Представляется логичным начать этот обзор с самого большого поповского согласия - Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Этот год начинался на пике активности недавно избранного Митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова). Вовсю шла подготовка к празднованию 100-летия дарования свободы вероисповедания, в связи с чем невиданную для белокриницких старообрядцев активность проявил Информационно-издательский отдел во главе с иереем Алексеем Лопатиным. При участии отдела выходили брошюры, газеты, журналы, научные монографии, снимался фильм "Тайна Старой Веры", Митрополит Андриан раздавал средствам массовой информации многочисленные интервью. Потихоньку общественность стала привыкать к постоянному присутствию старообрядцев в информационном поле, а сами старообрядцы потихоньку привыкали к политике открытости.

Митрополит Андриан начал также серию доселе невиданных открытых и публичных встреч с иерархами РПЦ МП и руководителями регионов. Если раньше, во времена Митрополита Алимпия, такие встречи носили закрытый и технический характер, то теперь они сменили формат. И хотя Митрополит Андриан строго соблюдал канонический протокол и избегал всякого намека на молитвенное общение (в своих интервью он настаивал на "серьезных канонических и догматических расхождениях" между РПСЦ и РПЦ МП), в старообрядческой среде возникало и местами прорывалось наружу недовольство этими встречами. Причина этого недовольства в действительности была в непроговоренности догматической позиции, в отсутствии четкого порядка чиноприема из никонианства и наличии в самой РПСЦ либеральной партии, выступающей за единство "на основе культурологии". Сам Митрополит Андриан уже в мае-июне высказывался за прекращение политики встреч с архиереями РПЦ МП, имея в виду как малую результативность таких встреч, так и юридическую некорректность ситуации, когда решение вопросов, находящихся в компетенции светских властей, приходится почему-то согласовывать с представителями иной конфессии, находящейся к тому же в таком же юридическом положении, что и РПСЦ.

Празднование 100-летия распечатания Рогожских алтарей стало мощным мобилизующим фактором для самих старообрядцев-поповцев, но на общероссийском уровне это событие имело лишь весьма относительный резонанс. Причина этого видится, прежде всего, в том, что главным "светским" содержанием торжеств была годовщина дарования демократических свобод и равноправия конфессиям, что в наше время с его тенденцией к унификации и выстраиванию вертикали не у всех находит адекватное понимание.

К сожалению, и само празднование, и груз новых забот подорвали и без того слабое здоровье Митрополита Андриана. Он стал все чаще жаловаться на сердце, но однако не желал ослабить своего иноческого правила и переложить часть груза на плечи своих помощников. Последовавшая в августе внезапная кончина Митрополита Андриана стала настоящим шоком для РПСЦ. Многие инициативы, связанные с его именем, буквально повисли в воздухе. Местоблюститель митрополичьего престола архиепископ Ярославский и Костромской Иоанн (Витушкин) довольно многими рассматривался как вероятный преемник Митрополита Андриана. Однако прошедший в конце октября Освященный Собор РПСЦ принял иное решение. На митрополичий престол взошел недавно поставленный в архиерейский сан епископ Казанский и Вятский Корнилий (в миру Константин Титов), воспитанник известного своей широкой общественной деятельностью орехово-зуевского иерея Леонтия Пименова. Своим избранием он был во многом обязан епископу Донскому и Кавказскому Зосиме (Еремееву), известному радикальными взглядами и нравственным ригоризмом, иногда доходящим до жестокости. Соборяне, не желавшие избрания Зосимы, являющегося, вместе с тем, и самым образованным иерархом РПСЦ (он окончил Московские духовные школы РПЦ МП), проголосовали за "либерального" епископа Корнилия. Сразу по избрании Митрополит Корнилий, понравившийся средствам массовой информации своей старообрядческой "фотогеничностью", заявил о продолжении курса Митрополита Андриана.

Прошедшее с момента его избрания время дает возможность лишь приблизительно судить о том, насколько эта политика продолжается. Безусловно, встречи со светскими чиновниками и архиереями РПЦ МП, от которых Митрополит Андриан подумывал уже отказаться, возобновились, но при этом фактически полностью была свернута информационная политика, которой покойный Митрополит придавал такое большое значение.

Второе крупное поповское согласие старообрядчества, Русская Древлеправославная Церковь под омофором Патриарха Александра (Калинина), пережила за этот год миссионерскую и пастырскую мобилизацию. После ухода в РПСЦ епископа Германа (Савельева) Патриарх поставил сразу несколько архиереев. В их числе - на Самарскую кафедру с именем Савин был хиротонисан известный протоиерей Сава Тихов. Однако самое интересное - это новые миссионерские инициативы РДЦ на Святой Земле. На древлеправославную кафедру Сионскую и всея Западной Европы (впервые в истории!) был поставлен священноинок Иаков, ирландского происхождения, перешедший в РДЦ из Миланского Синода греков-старостильников. На Освященном Соборе РДЦ в октябре иерей Андрей Марченко впервые в истории беглопоповского согласия заявил о необходимости пересмотра отношения РДЦ к Белокриницкому согласию.

В согласии, отколовшемся от РДЦ, - Курской епископии, возглавляемой интеллегентным епископом Аполлинарием (Дубининым), получившим широкую известность благодаря поддержке правозащитниками его тяжбы с Брянским ФСБ по поводу мифической "контрабанды" лжицы и крестика, едва не прервалась иерархия. Трагическая гибель епископа Антония (Баскакова) и тяжелая болезнь первоиерарха этого согласия епископа Аполлинария совпали с рядом судебных решений по курскому храму в пользу РДЦ.

Крайне низкая информационная активность беспоповских согласий сочеталась у них с попытками решить ряд серьезных внутренних проблем. В Древлеправославной Поморской Церкви прошло заседание Российского Совета, принявшее ряд важных кадровых и административных решений. На этом Соборе были признаны окончательно отпавшими от Церкви минский деятель М. Клементьев и отошедший в РПЦ МП бывший заместитель наставника Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Иван Иванович Миролюбов, рукоположенный 25 декабря в Смоленске в диаконский сан митрополитом Смоленским Кириллом (Гундяевым). Также можно отметить утрату, которую понесла Поморская Церковь в лице недавно скончавшегося известного поморского деятеля А.А. Хвальковского. Надо упомянуть о вступлении в завершающую фазу работ по возрождению поморского храма в Токмаковом переулке в Москве, что, возможно, предполагает уход общины ДПЦ с Преображенского кладбища.

Впервые за много лет Казанское согласие Древлекафолической Старопоморской Церкви (федосеевцев) смогло провести в Нижегородской области общий съезд. На нем была намечена программа более активного участия христиан этого согласия в церковной и общественной жизни России. Одновременно с этим на Преображенском кладбище Москвы был закончен ремонт знаменитой старопоморской моленной во имя Воздвижения Креста.

Таким образом, можно сказать, что этот год стал для старообрядцев временем информационной и организационной мобилизации. Выход старообрядческих согласий на информационный простор - нелегкий процесс, обнажающий неготовность российских старообрядцев к изменяющейся динамике общественной жизни и недостаточную осознанность ими вызовов времени. Все эти проблемы им придется решать в 2006 году.

Алексей Муравьев,
для "Портала-Credo.Ru" 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования