Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Без прежнего ансамбля. Оппозиция "объединению с Москвой" в РПЦЗ(Л) оказалась более влиятельной, чем считалось раньше


Новые заявления главы РПЦЗ(Л) Митрополита Лавра могут внести некоторый сумбур в выстраиваемую доныне четкую поэтапную схему "объединения двух частей Русской Церкви" под руководством Москвы. Еще недавно казалось, что все звенья постепенного вхождения Зарубежной Церкви, существующей и поныне на основании Указа № 362 Патриарха Тихона (1920 г.), проговорены, и схема простроена. Звучали уверенные голоса различных аналитиков, предрекавших скорый переход всей собственности "зарубежников" в имущественное ведомство РПЦ МП.

Имущественный вопрос, правда, на днях получил несколько анекдотический поворот: в опубликованных в Интернете беседах главы РПЦЗ(В) старца-Митрополита Виталия (Устинова) с г-жой Виноградовой прозвучала новая версия изменения курса Зарубежной Церкви Митрополитом Лавром. Дескать, владыке Лавру предложили за изменение курса – крупную собственность в России. При всей анекдотичности этой истории видно, что фактор имущества в глазах даже самой непримиримой оппозиции объединению обладает недюжинной объясняющей силой.

Курс на объединение РПЦЗ(Л) с РПЦ МП, а точнее - на присоединение "зарубежников" к Москве, был поставлен под вопрос правой традиционалистской оппозицией внутри самой РПЦЗ(Л). И хотя партия "первой скрипки" в этой партитуре предназначена старой гвардии – эмигрантам, еще помнящим Митрополита Филарета (Вознесенского) и его жесткий курс в отношении Москвы, состав оркестра обновился за счет новоприбывших эмигрантов. И вот эти новоприбывшие оказываются нередко гораздо более радикально настроены, чем старые эмигранты. Сказывается и "новая идентичность" с ее комплексом отвержения прошлого, и действительное знакомство с российскими церковными делами, и нередко более высокий уровень включенности в информационное пространство. Так или иначе, "репетиция оркестра" оказалась не просто нелегкой. Концерт, то есть Всезарубежный Собор, под угрозой срыва. Партия "нежелающих соединяться" оказалась куда значительнее и мощнее, чем это казалось прежде. И Митрополит Лавр стал осторожно давать "задний ход".

Вдобавок, традиционные связи РПЦЗ(Л) с консервативными церковными кругами в мире очень пострадали именно из-за "капитулянтской" позиции. Греческий "Синод противостоящих" Митрополита Киприана (Куцумбы) разорвал отношения с РПЦЗ(Л). А ведь эти отношения были фундаментом "умеренного церковного консерватизма", то есть той идеологии, которая декларировалась в качестве идейной базы РПЦЗ(Л). Она подразумевала острожное осуждение экуменизма и "сергианства", чрезмерной обмирщенности церковного организма в современных условиях. Однако практически вся эта идеология зиждилась на отсутствии официального канонического общения между Зарубежной Церковью и Церквами "мирового православия". Вся соль здесь именно в официальности – и "киприаниты", и "зарубежники" неофициально допускали общение в таинствах с "мировым православием", но это никогда открыто не декларировалось. Когда был провозглашен курс на легализацию евхаристического единства РПЦЗ(Л) с РПЦ МП, то основа коалиции распалась. Среди последовательных соратников РПЦЗ(Л) осталась только Сербская Православная Церковь, но она и так находится в общении с РПЦ МП, состоит во Всемирном Совете Церквей и других экуменических организациях, так что "удельный консервативный вес" ее в идеологическом отношении куда ниже, чем у "Синода Противостоящих". И действительно, РПЦЗ(Л) делает в последнее время особый акцент на контакте с сербами – оставшись без прежнего ансамбля, приходится играть дуэт.

Митрополит Лавр сделал заявление, смысл которого понять нетрудно: "Мы останемся … самоуправляемой частью Русской Церкви. Никто не будет вмешиваться во внутренние дела нашей Церкви, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви будет продолжать назначать архиереев на кафедры, наши правящие архиереи будут назначать священников на приходы. Что же касается имущества, то владение недвижимостью и иным церковным имуществом регулируется законодательством стран пребывания нашей Церкви. Перемены в этой области не только не имеют смысла, но и практически осуществить весьма затруднительно". На русский язык с дипломатического это переводится примерно так: мы сильно недооценили нашу церковную оппозицию и хотели бы взять назад большую часть наших заявлений при сохранении курса на легализацию евхаристического единства.

В новой ситуации, разумеется, просчитаны все риски. Застрельщиком процесса объединения выступал глава ОВЦС МП митрополит Кирилл, перехвативший инициативу у маргинализованного архимандрита Тихона (Шевкунова). Но положение самого митрополита Кирилла пошатнулось в результате "исламского скандала" и обострения отношений двух церковных центров: ОВЦС МП и Чистого переулка после усиления последнего митрополитом Климентом (Капалиным). В этой ситуации вполне возможен маневр – аккуратно предупредив Москву, дать задний ход, сохранить собственность и провести без потерь Всезарубежный Собор. План, конечно, хорош, и если новых расколов в РПЦЗ(Л) не будет, то значит тактика выбрана верно.

Остается один вопрос – нельзя ли вернуть и евхаристический вопрос на уровень "непроговоренности" и фактической нелегализованности и попытаться вновь создать консервативную коалицию? Последние переговоры показали, что в Москве нет желания идти на удовлетворение требований "зарубежников", осуждать "сергианство" и выходить из ВСЦ. Так что тенденция к автономизации РПЦЗ(Л) имеет все шансы сохраниться.

Игнатий Алексеев,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования