Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Горе от богатства. На епархиальном собрании города Москвы Патриарх Алексий II представил клир как передовую часть общества потребления


Епархиальное собрание духовенства города Москвы прошло в этом году 21 декабря. Это традиционная (и почти единственная) возможность для всех столичных клириков собраться вместе и послушать своего правящего архиерея. Обычно такая встреча как бы подводит итог года и приходится на вторую половину декабря, лишь один раз, по причине патриаршей болезни, собрание отложили на февраль. В последние несколько лет утвердилась еще одна традиция, связанная с этим собранием: на нем Патриарх Алексий II непременно обличает подведомственных клириков в разного рода недостатках, преимущественно связанных с ускоряющейся коммерциализацией всех сторон церковной жизни. Чем же отличалось патриаршее "вразумление" в этом году от подобных в прошлые годы?

На основе доклада Патриарха можно сделать вывод о том, что некий внутрицерковный кризис нарастает. Стилистически, речь главы РПЦ МП местами была очень похожа на рефрены советских учебников по истории о том, что при каждом царе и чуть ли не каждый год крепостная зависимость в России становилась все более жестокой, а крестьян угнетали в еще более изощрённой форме. В то же время Патриарх сам ставит вопрос о том, насколько современная Церковь может быть здоровой общественной силой в России.

Нормы светской культуры, бесспорно, влияют на церковную жизнь, а в храмы ходят обычные российские граждане. Об этом часто говорят православные иерархи, не отрицая проблем, возникающих в связи с этим в церковной среде. В отличие от многих других епархиальных епископов, Патриарх Алексий II всегда на конкретных примерах показывает, сколь глубоко "пагубная секуляризация" проникла в церковные ряды.

В конце 90-х гг. в своих выступлениях на епархиальных собраниях Патриарх обращал особое внимание на контраст между внешним благополучием клириков и вопиющей бедностью основной массы их прихожан. В докладе на собрании духовенства Московской епархии в 1998 году глава РПЦ МП отмечал: "Нельзя не сказать о тлетворном влиянии "духа времени" на некоторую часть нашего духовенства, которая стремится подражать стилю жизни, так называемых, "новых русских" с религиозно-нравственной точки зрения. Ведь это не что иное, как греховное проявление эгоизма, самодовольства, сибаритства, тщеславия, вседозволенности, превосходства над другими ввиду своего богатства, нередко нажитого незаконным, преступным путем. Это – отсутствие скромности, кротости, воздержания и меры во всем. К сожалению, некая часть нашего столичного духовенства подпадает влиянию этого "красивого" стиля жизни". Эти слова впоследствии не раз повторялись и самим Патриархом, и другими архиереями Московской патриархии. После 2000 года, кроме этого, в докладах Патриарха часто повторяются слова о "младостарчестве", о высокомерном отношении батюшек к прихожанам, о потере благоговейного отношения духовенства к богослужению. Но все больше звучит другая тема - об опасности превращения целых православных приходов в коммерческие фирмы, торгующие церковными "услугами".

Впервые широко эта тема прозвучала в выступлении Патриарха перед священнослужителями Москвы в 2004 году. Тогда предстоятель РПЦ МП предложил полностью отказаться от любых прейскурантов на требы, совершаемые в храмах. Однако на нынешнем собрании Патриарху опять пришлось повторять свой призыв, так как многие священники фактически ему не подчинились. Кроме того, Патриарх отдельно призвал в 2005 году убрать ценники со свечей, что также не везде исполнено.

Послание Патриарха столичным клирикам конца 2005 года содержит резкие высказывания в адрес духовенства, однако не предлагает никаких конкретных мер к решению существующих проблем. Глава РПЦ МП, скорее, старается объяснить необходимость скрывать корыстные побуждения настоятелей храмов практическими соображениями. Как отметил Алексий II, "вывешивание цен за совершение таинств, молебнов и треб недопустимо, потому что нам приходится доказывать финансовым организациям, что это жертва...". В процессе чтения доклада становится ясно, что фактически ни к одному из замечаний Патриарха, изложенных годом раньше, священники города Москвы не прислушались. Патриарх опять повторил: "Православный храм существует на добровольные пожертвования, поэтому ни в коем случае не следует устанавливать жесткую тарификацию на совершение богослужений и исполнение таинств". При этом Патриарх в более радикальных выражениях, чем это было ранее, отметил, что настоятели московских церквей "превращают служение Богу в бизнес-индустрию", а некоторые священники воспринимают прихожан как источник наживы, устраивают склоки и ссоры в храмах, эксплуатируют обрядоверие прихожан, сами становятся частью общества потребления. Патриарх невольно отметил те качества клириков "общества потребления", которые обычно приписываются сектоведами лидерам "тоталитарных сект". В связи с подобной характеристикой духовенства Патриарх задал риторический вопрос: "Неужели нам нужно учиться у сектантов, которые каждого приходящего с любовью встречают?"

Нынешний доклад Патриарха отличается от предыдущих и тем, что в нем есть две части, которые еще сильнее демонстрируют парадокс современной церковной жизни. Первая часть - это критика меркантильности священников, а вторая - критика недостатков в социальном служении приходов. Ситуация усугубляется тем, что замечания Патриарха касаются вполне благополучной в материальном отношении Москвы. Из высказываний предстоятеля Церкви прямо следует то, что огромные деньги, которые аккумулируются храмами столицы, тратятся по большей части на то, чтобы удовлетворить корыстолюбие настоятелей, управляющих финансовыми потоками (надо учесть и то, что в Москве демонстрация корыстолюбия требует намного больших средств, чем заявка на богатство в Туле или же Смоленске). Кроме того, социальные проекты, если и интересуют московский клир, то не в первую очередь, и получается, что деньги и собственность наносят Русской Православной Церкви непоправимый вред.

В период правления Ельцина руководство Московской патриархии постоянно напоминало и обществу, и власти о том, что Церковь разорена атеистическим режимом, а поэтому она требует государственной поддержки и средств от частных предпринимателей при возвращении церквей, их строительстве и реставрации. Попутно в каждом регионе, в том числе и в Москве, создавались фонды для сбора средств бизнесменов, которых подстёгивали местные чиновники, выделялись здания под епархиальные управления, дома причта и воскресные школы. Эта собственность множилась, сдавалась и перепродавалась практически бесконтрольно. Как следует из доклада Патриарха, то же самое происходит и с финансовыми средствами.

В 90-е гг. стремление приобрести значение в обществе для Церкви, как и для большинства граждан России, проходило через бесконтрольное материальное обогащение. После 2000 года президент РФ В.В. Путин призвал всех олигархов стать "социальными партнёрами" государства, как бы поделиться своим богатством на благо сограждан, вложить свои средства в социально значимые национальные проекты.

Но Московская патриархия сама себя позиционирует в качестве одного из основных национальных проектов, более того - государствообразующим институтом России. Если экономике, насыщенной деньгами до отказа, грозит обычная финансовая инфляция, то Русской Православной Церкви угрожает еще и инфляция человеческого доверия. Чувствует ли Патриарх Алексий II эту угрозу, или повторяет свои "обличения" ради красного словца? А если чувствует, то почему не предлагает выход из положения? Неужели такого выхода нет?...

Роман Лункин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования