Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Без права на ошибку. Саперные методы выстраивания "вертикали" грозят вырождением не только российскому исламу


Развитие истории с "неудачной монографией" Романа Силантьева и обиженными мусульманами показывает одну любопытную закономерность конфессионального поля эпохи медиа-технологий. Там, где государство или "ответственные структуры" пытаются управлять конфессиональными процессами, происходит одно и то же: структура тяготеет к бинарности. Образуются полярные пары, выстроенные не на противоположности вероучительных принципов и даже не на противоположности лиц, а на различном отношении к вертикализации конфессионально-государственных отношений.

И, соответственно, любые попытки смягчить конфликт приводят к дальнейшей поляризации и выделяют тяжелую фракцию – радикальное движение внутри конфессии. Однако эта фракция вовсе не включена в постмодернистский "диалог с властью", а заполняет дефицит "горизонтального" развития конфессий. Но перейдем от теории к практике...

Книга Силантьева в этой перспективе видится грамотным ходом с целью индикации полярных структур в российском исламе и дестабилизации его общего положения. В дестабилизированном сообществе уже нет вопроса о "вице-президенте" и принципе равенства конфессий. Соответственно, внутренний, "горизонтальный", конфликт между квазилиберальной (на самом деле - примитивно лоялистской) партией Талгата Таджуддина и более консервативной, к которой принадлежит Нафигулла Аширов, превращается в конфликт вертикальный, то есть чисто идеологический. Кто против планов упорядочения конфессий и повышения их управляемости? Выходи! Таким образом, чисто религиозный или религиозно-нравственный вопрос выносится в плоскость политической прагматики.

После этого ОВЦС МП грамотным ходом выводится из-под огня заявлением протоиерея Всеволода Чаплина, который обвиняет сайт "Правая.ру" в клевете. (Никакой клеветы на самом деле не было - может быть, так, сократили слегка слова протоиерея.) Получается, что если государство не смогло утвердить законодательно принцип "одна конфессия – один лидер" и повысить степень их управляемости, то этот принцип фактически воплотили методами "направленного взрыва" внутри конфессионального поля. Дальнейшее развитие событий – за медиа-пространством. Оно должно само среагировать и развести две фракции, "легкую" и "тяжелую", в политическом спектре, а полученной липовой спектрограммой усердно потчевать общественное мнение и спонсоров масс-медиа.

Одновременно ряд исламских деятелей спешит отметиться в защиту исторического герба России. Здесь срабатывает защитный рефлекс, но, вместе с тем, мусульмане понимают, что перспектив у начинания Аширова в обозримом будущем нет никаких, и вскорости их начнут политическими средствами пододвигать к копированию одной матрицы. Такой универсальной "конфессиональной матрицей" в РФ де-факто является РПЦ МП. Это единственная конфессия, которая понятна государству и которая в силу исторических обстоятельств поставляет идеологию для современной России. Ряд деятелей ислама апеллирует к факту долгого исторического признания российскими мусульманами христианских символов на гербе, но в этом признании кроется внутреннее противоречие. Христианские символы признаются на гербе России как на гербе государства, которое еще не вошло в умм-уль-ислам, так что перспектива тут имеется. Впрочем, как бы ни звучала традиционная точка зрения исламского сообщества на будущее Российской Федерации, заявления Талгата Таджуддина ясно свидетельствуют об ощущении опасности внешнего управления: "Вопрос не в том, чтобы объединиться в одну организацию – необходимо единение в сердцах. А оно не за горами. Тем более что мусульмане страны и не разъединялись, не проклинали друг друга. Все наши расколы искусственные" (из интервью "Порталу-Credo.Ru").

Отдельно надо сказать о Кресте Христовом, который призван спасать и объединять, но объединять через первоначальное разделение. Размышление о полезном разделении по линии веры, разделении, приводящем в конечном счете ко Христу, кажется куда более полезным, чем разделение по вертикальной линии "лояльности/нелояльности", которая в постмодернистском ключе разделяет и атомизирует ради самого разделения. Пока инициированное сверху медиа-поле определяет направления дискуссий и направления разделений, у российских конфессий (как христианских, так и исламских) мало шансов выйти на путь плодотворного и традиционалистского углубления.

Алексей Муравьев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования