Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Неожиданные последствия Нобелевской премии. Нобелевская премия по экономике, полученная ортодоксальным иудеем, может существенно изменить идеал сиониста


Профессор Иерусалимского университета Роберт (Исраэль) Ауманн, которому 11 декабря была торжественно вручена Нобелевская премия по экономике за 2005 год, не стал первым израильским ученым, удостоенным столь высокой награды. B последние годы шведские академики определенно проявляют благосклонность к израильской науке. В 2004 году лауреатами Нобелевской премии в области химии стали профессор хайфского Техниона Авраам Гершко и его ассистент Аарон Цихановера. Однако у нынешней израильской "нобелевки" есть определенная особенность. В отличие от своих хайфских коллег, профессор Иерусалимского еврейского университета Роберт Ауманн является ортодоксальным иудеем.

Лишь один религиозный еврей - израильский писатель Шай Агнон - ранее становился Нобелевским лауреатом. Однако, насколько мне известно, среди ученых, удостоенных Нобелевской премии, ортодоксальных иудеев еще не было.

То, что очередной еврейский ученый стал лауреатом одной из престижнейших научных премий, не могло не стать поводом для всплеска еврейской национальной гордости определенного сорта. Главный раввин России Берл Лазар очень хорошо описал подобные чувства в своем поздравлении, направленном нобелевскому лауреату: "У нас, российских евреев, присуждение Вам Нобелевской премии вызывает особую радость. На протяжении жизни четырех поколений само слово "еврей" приобрело на официальном жаргоне безбожного режима бранный и уничижительный оттенок... Сейчас, слава Богу, времена изменились. Российские евреи свободно молятся своему Богу, изучают свою Тору, соблюдают заповеди. Но чувство гордости за свое еврейство для них пока еще новое, а потому особенно яркое чувство. Поэтому мы вдвойне счастливы мировому признанию Ваших заслуг – и как еврея, и как верующего".

Однако, на наш взгляд, награждениe профессора Ауманна может иметь гораздо более серьезные и интересные последствия, нежели увеличение "списка великих" какой-нибудь очередной Цили из "Чонкина". Для тех, кто плохо помнит роман Владимира Войновича, напомню: означенная дама "минуты и часы ожидания заполняла обычно перечислением великих людей, которых дал миру ее народ. Сейчас она смотрела прямо перед собой и, загибая пальцы, бормотала: Маркс, Эйнштейн, Спиноза, Троцкий, Свердлов, Ротшильд..."

В отличие от пропаганды "научного коммунизма", пропаганда научного атеизма была поставлена в СССР весьма и весьма эффективно. Причем в своей борьбе с "религиозным дурманом" большевики могли положиться не только на деятельность околопартийных структур вроде "Союза воинствующих безбожников" или общества "Знание", но и на творчество многих писателей, популярных в "оппозиционных" кругах, - например, Ильфа и Петрова или братьев Стругацких. B результате "научный атеизм" пустил в сознании советских граждан столь глубокие корни, что ему удалось с успехом пережить крах коммунистической идеологии. По сей день множество постсоветских граждан свято верит, что Церковь являлась и является злейшим врагом просвещения, что "религия" несовместима с "наукой", а религиозная вера - с рациональным подходом.

Правда, при желании русскоязычный читатель может ознакомиться и с противоположной точкой зрения. Например, Гилберта Честертона, полагавшего, что разум не только не противоречит религии, но, напротив, при правильном и последовательном использовании неизбежно приводит к вере. Некоторым российским интеллектуалам идеи Честертона помогли прийти к вере. Однако для очень и очень многих мнение автора детективов и литературного критика не является в данном вопросе достаточно авторитетным. С профессором математики им, полагаю, спорить будет гораздо труднее. Ибо достаточно трудно доказывать, что вера несовместима с разумом, когда перед глазами находится пример мирового уровня религиозного ученого, который, среди прочего, сотрудничает с "Центром изучения рационального" ("Center for the Study of Rationality") при Еврейском университете.

Теперь поговорим об эффекте, который может оказать награждение Роберта Ауманна на религиозное еврейство. И прежде всего - на религиозно-сионистский лагерь, к которому иерусалимский профессор имеет честь принадлежать.

На протяжении последних десятилетий у религиозных сионистов было два основных идеала - поселенец и солдат спецназа. Вокруг этих идеалов была, в частности, построена практически вся система образования и воспитания. Молодым людям настойчиво внушалось, что (кроме изучения Торы и соблюдения заповедей) главным добродетелями является "освобождение земли Израиля" (читай - создание новых еврейских поселений на территориях, занятых Израилем в результате Шестидневной войны) и служба в боевых частях. Помимо всего прочего, за этими идеалами явно просматривалось желание дать "наш кошерный ответ" отцам-основателям Израиля - далеким от религии евреям, строившим киббуцы в песках и болотах Палестины, и впервые со времен Бар-Кохбы создавших победоносную еврейскую армию.

Эвакуация еврейских поселений из сектора Газы нанесла этим идеалам очень тяжелый удар. Активное участие армии в ликвидации поселений сильно поколебало у части религиозной молодежи желание "защищать родину". Дошло до того, что несколько старшеклассников из религиозных школ обратились к Ариэлю Шарону с открытым письмом, содержащим отказ от службы в армии в знак протеста против политики размежевания.

Не лучше обстоит дело и с поселенческим идеалом. Мало кто сомневается, что Гуш Катиф - это только начало, за которым последует ликвидация еще целого ряда поселений Иудеи и Самарии. Так что на идее "освобождения Земли Израиля" придется, по крайней мере, на время, поставить крест. Что же до тех поселений, которые останутся под израильским суверенитетом, то они полностью утратят статус "фронтира", превратившись в обычные поселки городского типа для среднего класса. Подобные места удобны для жизни, однако вряд тихая буржуазная жизнь сможет стать идеалом для молодежи "с идеями".

Если религиозный сионизм хочет уменьшить последствия нынешнего идеологического кризиса, то ему необходимо срочно заняться поиском новых идеалов, способных увлечь молодое поколение. И в этой связи Нобелевская премия Роберта Ауманна может оказаться как нельзя кстати. Бородатый иерусалимский профессор в вязаной кипе прекрасно символизирует одну из основных идей "неультраортодоксального" иудаизма - сочетание изучения Торы и исполнения заповедей со светским образованием и общественно-полезной деятельностью.

Разумеется, Роберт Ауманн - далеко не первый ортодоксальный иудей, добившийся успеха на научном поприще. Сегодня в мире плодотворно трудятся десятки религиозных еврейских ученых, работающих в самых разных областях, от литературоведения до молекулярной биологии и ядерной физики. Однако верующий еврей-Нобелевский лауреат может стать тем "героем", который помог бы сделать этот образ "моделью для подражания"; моделью, на которой можно будет воспитывать следующие поколения мальчишек и девчонок, а самое главное - их родителей.

Так что, если идеологaм и педагогам религиозно-сионистского лагеря удастся правильно поставить дело, то вполне возможно, что в сравнительно недалеком будущем типичным представителем этого течения станет не десантник с хорошо накаченными ушами, и не бородатый поселенец, угрюмо сидящий на далеком иудейском холме, а талантливый ученый-исследователь, постигающий в тиши лаборатории тайны мироздания.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования