Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Операция "Экзархат". Отчаявшись присоединить "евлогианский" экзархат своими силами, Москва засылает в Париж с деликатной миссией «зарубежников»


Поиски "иерархического ресурса", способного противостоять грядущему поглощению РПЦЗ(Л) Московской патриархией, длятся в консервативных кругах РПЦЗ(Л) уже не первый месяц. Однако, никакого очевидного выхода из ситуации не находится - явного кандидата на возглавление нового раскола в РПЦЗ(Л) в случае "наблагоприятного" исхода IV Всезарубежного Собора в мае будущего года не просматривается.

Дело тут, как кажется, в ограниченности самого запроса, а также в неготовности зарубежных православных "антиуниатов" к последовательному отстаиванию своей веры вплоть до временного пребывания без епископа. Поясним нашу мысль. Ограниченность запроса означает, что социологически группа "противников объединения" описывается так: средний возраст 50 лет, потомственные эмигранты, считающие, что в Российской Федерации правят "большевики", жители США или Южной Америки, монархисты. Есть некоторые отклонения, но в основном – это те, кто остался в РПЦЗ(Л), а не пошел в РПЦЗ(В), РПАЦ или к грекам-старостильникам. Это означает, что в руках этих противников есть церковные и общественные СМИ, но молодежь и "новые эмигранты" просто не понимают смысла их борьбы и активности.

Второй аспект касается уже учения о Церкви или, говоря по-ученому, экклезиологии. Эмигранты-церковники, как правило, разделяют такой взгляд на Церковь, при котором любое движение обязательно должен возглавлять какой-нибудь епископ. Даже призрак перспективы остаться (пусть и временно) без епископа-возглавителя пугает противников объединения с РПЦ МП настолько, что они готовы забыть былые распри и ("как ни чуж чуженин, а стал семьянин") даже пойти на широкие компромиссы в области веры. Под компромиссами разумеются межъюрисдикционные сослужения и практика интеркоммуниона. Впрочем, недавно спичрайтер "лазаревской ветви" РПЦЗ(В) Виталий Шумилло под видом аналогии между Нью-Йоркской и Брест-Литовской униями по сути предложил рассмотреть перспективу мирянского сопротивления, однако трудно надеяться на серьезное рассмотрение такой перспективы внутри самой РПЦЗ(Л).

Ясно, что Митрополит Виталий возглавлять такое сопротивление не станет – и возраст уже не тот, да и не пристало ему (ведь все "лавровцы" его, по сути дела, "предали"). Старец-Митрополит продолжит оставаться лишь символом борьбы. Его окружение – епископы Владимир и Сергий - тоже не смогут выступить во главе процесса консолидации "консервативного остатка" РПЦЗ(Л).

Одно время надежды консерваторов были обращены на молодого епископа Манхеттенского Гавриила (Чемодакова), который позволял себе ставить под сомнение готовящуюся капитуляцию и подчеркивал свою легкую оппозиционность при помощи фраз "не сейчас", "пока РПЦ МП не готова", "когда-нибудь в будущем". Эти фразы успокаивали противников объединения. Однако после того как недавно епископ Гавриил совершил открытую совместную службу с клириком Сербской патриархии в Синодальном соборе РПЦЗ в Нью-Йорке (с точки зрения "ревнителей", сослужение с членами Всемирного совета Церквей недопустимо для РПЦЗ(Л)) эти надежды развеялись. А недавно этот иерарх прямо заявил, что уже "пришло время объединяться". Тем самым епископ Гавриил перестал быть привлекателен для консерваторов в РПЦЗ(Л).

Некоторой частью Церкви (особенно на постсоветском пространстве) надежды возлагались на епископа Агафангела (Пашковского), который, находясь в Украине, вполне естественно должен бы конкурировать с РПЦ МП и плохо относиться к объединению. Но и тут жизнь оказалась хитрее. После нескольких резких заявлений епископа Агафангела, в Одессу лично прибыли комиссии РПЦ МП и РПЦЗ(Л) по "воссоединению". Они смогли довольно быстро "убедить" епископа Агафангела последовать примеру епископа Ишимского и Сибирского Евтихия (Курочкина) - второго "российского иерарха" РПЦЗ(Л) - и согласился стать после объединения викарием местного архиерея РПЦ МП.

Последняя по времени надежда на организованное сопротивление унии стала связываться с антимосковской политикой некогда ненавистного "зарубежникам" "евлогианского" Русского Экзархата при Вселенском Патриархате. "Парижане", еще недавно выражавшие "принципиальное" единство с московской церковной властью, вдруг резко затормозили процесс "воссоединения". А письмо, пришедшее в Париж 1 апреля 2003 г. за подписью Патриарха Алексия II с предложением образовать единый митрополичий округ в Западной Европе из приходов РПЦ МП, РПЦЗ(Л) и Экзархата, вызвало бурю протестов и было отвергнуто. После избрания нового главы Экзархата - этнического голландца - в отношениях с Москвой вообще воцарился лед.

И вот, делегация РПЦЗ(Л) прибывает в Париж, чтобы обсудить с "близкими по духу" русскими эмигрантами "проблемы объединения". Видимо, отчаявшись склонить "евлогиан" письмами и посулами, политики из ОВЦС решили прибегнуть к такому методу: показав, что "даже зарубежники" объединяются, воочию явить благой пример непокорному Экзархату. Кроме того, для самих объединяющихся "зарубежников" выполнение такой деликатной церковно-дипломатической миссии должно стать своего рода испытанием на профпригодность. Ведь именно им, как зарубежной части будущей воссоединившейся Церкви, придется решать массу "конкретных вопросах" в сфере "межправославных" отношений.

Однако, как кажется, этот "спецдесант" так и останется протокольным мероприятием. Гости отправились осматривать женский монастырь в Бюсси ан-От. Эта культурная программа, скорее всего, указывает на то, что советы "зарубежников" приняли к сведению, но следовать им не спешат. Выходит, в Париже так: за худого замуж не хочется, а доброго негде взять.

Но что же в результате предпримут не желающие объединяться с Москвой "зарубежники" из РПЦЗ(Л)? Наиболее вероятный сценарий – после Всезарубежного Собора, который, несомненно, примет программу объединения – все же обращение в Мансонвилль, к Митрополиту Виталию. Другой харизматической фигуры в их среде или вокруг уже не наблюдается. Это значит, что юрисдикционная карта Русского Зарубежья принципиально не изменится после "воссоединения". Но вот после ухода Митрополита Виталия ряды его последователей, имеющие пополниться свежими силами, окажутся перед новым выбором пути, который будет совсем непрост.

Игнатий Алексеев,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования