Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Белый Клык" Православия. Вячеслав Клыков стремится на простор безбрежной русской истории, где правят цари, воюют богатыри и казаки, а святые подвижники замаливают грехи и предупреждают о нападении врагов


Радикальные высказывания и приверженность монархическим идеям - не редкость в православной среде. Разговоры о том, кто, когда и кому продал Россию, ведутся на кухнях и в церковных притворах, но они редко становятся достоянием широкой общественности. Это происходит только тогда, когда в эмоциональном запале известный патриотический священник или писатель "проговаривается" о том, с какими врагами он борется на самом деле. Православный националист ждет своего часа, ждет перемены либо светской, либо церковной власти – тогда-то он разгуляется, начнет строить на том, что останется от старого мира, новую – Святую Русь.

С точки зрения исследования идеологии православного национализма, известный скульптор Вячеслав Клыков является фигурой уникальной. Он единственный из околоцерковных деятелей, кто прямо, даже в лоб, минуя законодательные ограничения, высказывает самые обскурантистские идеи. В этом, собственно, и заключается секрет успеха и популярности президента "Международного Фонда славянской письменности и культуры" и лидера организации "Союз русского народа", резкие высказывания которого и акции по установке памятников "истинно русским" выражают чаяния тех, кто не может показать свои "клыки" и высказать те же самые идеи вслух. Какой же Вячеслав Клыков видит Россию и к чему ведет его деятельность?

Иллюзорный мир национал-патриотов включает в себя сказочную идею о всесильном земском царстве. Это идеальное русское государство совсем не похоже на Святую Русь и Китеж-град, как можно было бы ожидать. Патриотическое царство – это военная структура во главе с монархом. Например, именно маршал Георгий Жуков в рамках героической истории русского народа должен был стать прародителем новых русских царей. Вячеслав Клыков действительно предлагал избрать царя из числа потомков Жукова и выражал надежду на то, что к этой монархической идее со временем придут Геннадий Зюганов и его сторонники. Ныне здравствующие ветви Романовых, по мнению Клыкова, не имеют по законам Российской Империи прав на императорский престол. Воинственный характер будущего царства основан на необходимости полной изоляции России от всего мира, так как, по мнению Клыкова, "Россия всегда была в окружении недоброжелателей, всегда, во все времена, начиная с самого зарождения российского государства, и до сих пор. В данном случае справедливы слова Александра Третьего, когда он говорил своему сыну, наследнику: "Запомни, сын, у России нет друзей. Самые лучшие ее друзья это армия и доблестный флот". И я думаю, слова его своевременны и по сей день" ("Эхо Москвы", интервью с В. Клыковым от 9 мая 2001 года). Россия не будет, по мнению Клыкова, постепенно добиваться, как многие западные страны, своего благосостояния. Клыков, ожидает, в первую очередь, чуда: "Что касается "вертикального взлета"... Действительно, события в России будут развиваться по совершенно неожиданному сценарию. Не так, как просчитывают западные аналитики. Все произойдет совершенно нестандартно. Незаурядно" (Интервью В. Клыкова газете "Завтра", 32 (297), 10.08.99).

Уникальность России, по мнению Клыкова, да и многих других патриотов, заключается в том, что она станет единственной страной, которая в полной мере осознает свое духовное, а не потребительское, предназначение. Первым шагом к величию станет покаяние. В резолюции "От покаяния к воскресению России" Всероссийского Большого Казачьего Круга на Красной Поляне, в котором 10 июля 2005 годакак казачий генерал участвовал Вячеслав Клыков, прямо говорится о том, что "этим спасительным для России шагом смиренной веры нашей и явится акт соборного покаяния в самом страшном грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди - в грехе бунтарства против самодержавной власти и убийства нашего Царя, Помазанника Божия". Казаки, рядовые патриоты и духовенство (казачью резолюцию подписали такие иерархи РПЦ МП, как архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин и епископ Анадырский и Чукотский Диомид), уверены в истинности своей апокалиптической миссии, в результате которой Россия превратится, по существу, в Царство Божие на земле. В будущем "Русь покаявшаяся восстановит ту правду Божию, которою просветится весь мир". Вслед за святым праведным Иоанном Кронштадтским, скульптор Вячеслав Клыков также мог бы сказать, что "я предвижу восстановление мощной России еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу".

Образ идеального царства заставляет Вячеслава Клыкова искать "врагов русского народа" как вовне, так и внутри. Реальные противники делают и борьбу за само русское царство более реальной, а козни Запада против патриотов в их воображении становятся столь масштабными, что вполне объясняют недостижимость их целей в ближайшем будущем. Борьба с национальным врагом является обязанностью каждого гражданина России. По словам Клыкова, "когда инородец, по сути дела гость, начинает хозяйничать на твоей земле, пренебрегая всеми законами гостеприимства, и более того, дерзает унижать и оскорблять наше русское национальное достоинство, фактически провоцируя нетерпимость и межнациональную рознь, тогда ответить на вызов для всякого русского человека является его долгом чести. Ибо в противном случае, он не может после этого считать себя сыном своего народа" (ИА REGNUM, 25.10.05). Но существуют и внутренние враги, которых можно побороть укреплением духовности и Единого Православия, то есть скорейшим объединением Московской патриархии с Зарубежной Церковью во главе с митрополитом Лавром.

Мистические идеи Вячеслава Клыкова и его соратников не позволяют ксенофобскому православному движению стать полноценной общественной силой. Дело в том, что Клыков не использует методов идеологической или же политической борьбы, не старается донести до российских граждан социально значимые идеи. Мировоззрение Вячеслава Клыкова состоит из эпических идей, не имеющих отношения к каким бы то ни было актуальным социальным или культурным проблемам. В рамках клыковского мышления современность и прошлое русского народа слиты воедино и неразличимы так же, как это бывает, когда ребенку читают на ночь сказку про рыцарей Круглого стола или про воинов Чингисхана или про русских богатырей, которые воевали с татарами и победили их, воевали с хазарами и победили их, воюют с евреями и… Как заметил Клыков в одном из своих интервью, "историю нельзя делить на куски, она непрерывна, так же, как непрерывна жизнь, тем более, жизнь народа или страны. Это наша история, наши победы и наши потери, это все наше, и мы должны переживать как или победу в собственном доме, или беду тоже, как в собственном доме, за все отрезки истории". Наиболее ярко как мистика и художника, рисующего современную историю древними красками, Вячеслава Клыкова характеризуют слова, сказанные в интервью газете "Завтра" по поводу установки памятника Илье Муромцу. Клыковский мир сам художник раскрывает так: "Я больше склонен доверять летописям и былинам, нежели изысканиям современных историков. В былинах и преданиях иногда содержится большая правда, чем в самой жизни. На протяжении десяти веков жила любовь к этому герою. Илья Муромец — воин, защитник, первый казак России, святой инок. В нем воплощен народный идеал. Ведь еще Достоевский сказал о том, что русский народ надо судить не по тому, каков он есть в реальности, а по тому идеалу, к которому он стремится". Идеал Клыкова живет в его творчестве.

Большая часть памятников Вячеслава Клыкова – это эпос, герои которого живут в сознании художника-скульптора своей жизнью. Адмирал Александр Колчак, памятник которому поставлен в Иркутске, боролся с врагами, которым "было легко убить помазанника Божьего императора Николая", развязавшими затем междоусобную смуту. Памятник царю-мученику Николаю Второму в подмосковном селе Тайнинское стал свидетельством жертвенности русского человека перед лицом беспощадных врагов. Памятник маршалу Жукову в Москве – символом победоносности русского народа, который одолел фашистов во время Великой отечественной войны.

Даже памятники святым у Вячеслава Клыкова никогда не получаются смиренными, а монумент преподобному Илье Муромцу в Муроме вообще похож на Родину-Мать в Волгограде, так как Илья Муромец воинственно поднимает свой меч над головой. Попытка установить скульптуру князя Святослава Киевского в селе Холки Чернянского района Белгородской области вызвала громкий скандал. В память о "некруглом" 1040-летии победы русских войск над иудейским Хазарским каганатом Клыков, подписавший известное "Письмо 500" в Генпрокуратуру РФ с требованием запрета еврейских организаций в России, изобразил древнерусского воина-всадника, повергающего в бою хазарского соперника. Лошадь всадника в проекте монумента Клыкова попирает не только воина, но и хазарский щит, где крупно и отчетливо виднеется звезда Давида. Лишь протест еврейских организаций (в частности, Федерации еврейских общин России) заставил белгородские власти отложить церемонию открытия памятника и заявить 29 ноября о том, что областной градостроительный совет "отклонил эскиз памятника, предложив скульптору Вячеславу Клыкову убрать со щита хазарского воина шестиконечную звезду и внести коррективы в изображение князя".

Если идея о создании антисемитского монумента была замечена обществом, а его установка была отложена на неопределенный срок, то открытия антитатарского памятника никто не заметил. В июле 2005 года на территории Черемисиновского района по трассе Курск – Касторная был открыт памятник Голубцу, который является символом "вечного посрамления побежденного русскими татарского воинства" и позора поверженного татарского богатыря. Здесь, в местечке Красная Поляна, 12 июля 1709 года состоялось сражение, в котором курские ополченцы наголову разбили 100-тысячное ногайское войско Большого Улуса, шедшее на соединение с войсками шведского короля Карла XII, чтобы выступить против русичей, руководимых Петром I, в Полтавской битве. Голубец – каменный знак, поставленный после сражения, на том месте, где были закопаны убитые татарские воины. В XVIII веке у Голубца еще была воткнута и голова самого сильного татарского воина. Открывая новый свой памятник у могилы посрамленных татар, Клыков говорил: "Нужно обязательно помнить историю своего государства, чтобы эта благословенная земля всегда оставалась свободной и могучей".

Однако, по сути, остается не до конца понятным вопрос о том, какова же роль Православной Церкви в историософской концепции Вячеслава Клыкова? Церковь как таковая у Клыкова также представлена героями, такими как преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, митрополит Иоанн (Снычев) и т. д., которым Клыков ставил памятники. Вместе с тем, Церковь играет скорее вспомогательную роль в клыковском эпосе, выступая также в качестве обязательного исторического персонажа. Более того, совсем не Церковь и даже не Православие играют решающую роль в победах русских богатырей над татарами, хазарами и евреями. Самая значительная роль принадлежит просто Вере русского народа, которая обладает невиданной "духовной силой". Герои памятников Вячеслава Клыкова, как и персонажи голливудского фильма "Звездные войны", как бы говорят русским людям: "Да пребудет с Вами сила". Частный вроде факт, что Московская патриархия в последний момент запретила проводить съезд "Союза русского народа", лидером которого Клыков является, в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя 21 ноября, свидетельствует о том, что Клыков, хотя и чадо РПЦ МП, но при этом нелюбимое. Радикальность высказываний многих сторонников Клыкова и критика власти (членами "Союза русского народа" являются также, к примеру, депутаты Госдумы РФ Сергей Бабурин и Сергей Глазьев) пугают священноначалие Московской патриархии.

Но для сказочных героев, так же как и для реальных, любые рамки, а тем более, церковные, являются тесными. Вячеслав Клыков стремится на простор безбрежной русской истории, где правят цари, царицы, воюют богатыри и бравые казаки, а святые подвижники замаливают народные грехи и предупреждают о нападении видимых и невидимых врагов.

Подобные же картины Святой Руси выстраивает, например, матушка Фотиния Светоносная из Нижнего Новгорода, а также последователи Православной Церкви Божией Матери "Державной" (бывший "Богородичный Центр"). Хотя, в отличие от Клыкова, эти новые квазиправославные движения не стараются возложить вину за отсутствие Святой Руси или "соловецкой святости" на татар, евреев или США, а скорее ищут выход в откровениях и пророчествах. Путь Вячеслава Клыкова – намного более труден, потому что это, прежде всего, дорога православного юродивого, говорящего о заговорах и страшных врагах, обвиняющего и шуточно карающего, говорящего о святости и тут же убивающего врага.

Роман Лункин, "Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования