Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Чем задушить наркотик? Идеологическая и духовная монополия - не самые эффективные инструменты в деле борьбы с наркоманией. Размышления после двух церковных антинаркотических форумов


Государство, деловые круги и Церковь объединила идея борьбы с наркоманией, что выразилось в организации с 24 по 27 ноября в Воронеже широкого шоу под названием "Национальная сфера ответственности: Церковь, власть, бизнес, общество против наркомании". В качестве практического воплощения решений этого форума, в ряде храмов 1 декабря были отслужены и особые молебны и здравии ВИЧ инфицированных - в большинстве своем, наркоманов.

Проблема наркомании, конечно, приобрела в современной России размах демографического или социального бедствия. Но таким проблем у России немало. Почему внезапный всплеск внимания привлекла именно наркомания, а не породившие ее нищета населения, кризис образования и медицины? Ответ довольно прост. Все, что население России знает о наркомании, укладывается в две-три строки, а по поводу образования или медицинского обслуживания люди могут судить по собственному опыту. Все знают только то, что наркоманы готовы ради наркотика на любое преступление, что наркомания "не лечится" и что если ваш ребенок попробовал наркотик, то пиши – пропало. То есть, признание, что наркомания, это безусловное зло, "объединяет нацию" – власть, общественные организации, "традиционные конфессии", да и все население страны – в рамках единого мифа. А слабое представление общества об истоках этого явления позволяет спекулировать на нем в популистских целях.

Поэтому, когда председатель Совета Федерации Сергей Миронов предлагает ужесточить уголовную ответственность за распространение наркотиков вплоть до пожизненного заключения, это находит понимание у всех без исключения. Когда Владимир Путин заявляет, что распространение наркотиков представляет прямую угрозу безопасности России, он абсолютно прав и не согласиться с ним нельзя. Когда Патриарх Алексий IIговорит, что наркомания ведет к нравственной деградации и разрушению личности, к асоциализации, он тоже полностью прав.

Но что же дальше? Что дает констатация тяжелого заболевания у больного без возможности эффективного лечения, кроме пустого звука? Тем более, что единственный "аванс", сделанный Патриархом, в виде заявления, что "Церковь имеет практический опыт реабилитации людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью", истине не вполне соответствует. А ужесточение уголовной ответственности, как известно, к кардинальному решению проблемы преступности, увы, не ведет.

Бесспорно, что рынок наркотиков обеспечивается силами организованной преступности. Именно она, подобно государству, снабжающему население своим наркотиком ‑ спиртным, создает основную базу для "нетрадиционной релаксации" преимущественно молодого поколения россиян. В этом отношении, наркомания и пьянство, как брат и сестра. Поэтому, нелишне снова вспомнить, как отразились на проблеме пьянства пресловутые "горбачевские" меры: оно расцвело. А к нынешнему времени тоже приобрело масштабы национальной проблемы. Выходит, корень беды не только в рынке, но и в чем-то другом.

В рамках упомянутой воронежской конференции почти незамеченным прошло выступление директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) генерала Виктора Черкесова. Руководитель этой службы, в отличие от остальных участников форума, говорил о том, что дает основания судить о реальном характере и состоянии проблемы. А выводы, которые можно было сделать из его выступления, однозначно указывают и на ее корень, старательно спрятанный за популизмом ничего не меняющих утверждений, что наркомания – зло.

В процессе формирования и совершенствования организованной преступности, где бы то ни было, фаза наркобизнеса неизбежна и представляет собой базовую отрасль извлечения криминальных доходов. Любая развивающаяся криминальная группировка рано или поздно приходит к участию в рынке торговли оружием и наркотиками, масштабы которого обеспечиваются, прежде всего, уровнем коррупции в том или ином государстве. А для развития коррупции, в свою очередь, требуется два главных условия: отсутствие общественного контроля и идеологическое единообразие. Последнее, в частности, вынуждает массу несогласных с режимом (общественным строем, единственно-верным исповеданием и т.д.) обходить разного рода препятствия их существованию. К сожалению, ко всему этому в последние годы неуклонно движется Россия.

Поэтому, когда В. Черкесов говорит о том, что наркосистема это "своеобразная страна без границ, имеющая своих правителей, огромный капитал и криминальную "армию" и, по сути, наркобизнес "перекраивает" экономику", он невольно подтверждает, что источник проблемы наркомании следует искать в государственном устройстве и культурном уровне общества. Поэтому единственное, что способно как-то влиять на ее решение, это, по словам Черкесова, "согласованная и скоординированная система антинаркотических мер социального, экономического, медицинского, правового, психологического и административного характера" плюс "ресурсы гражданского общества". Иначе говоря, надо менять принципы государственного и общественного устройства страны.

Из того, что заявил на мероприятии руководитель ФСКН, можно сделать много выводов, которые будут неутешительны, но правдивы. Они не будут обещать "чудесного избавления" с помощью мифических "наработок" РПЦ МП или перекраивания Уголовного кодекса вплоть до введения немедленного расстрела для наркодельцов, застигнутых на месте преступления.

Широко распространенное мнение, будто наркоманы это либо изначально порочные, либо намеренно становящиеся таковыми люди, в корне неверно. Как правило, это те, кто столкнувшись с непреодолимыми для себя трудностями, не нашли ни опоры в чем-то ином, ни поддержки со стороны. Если обратить внимание на то, что наркоманов практически нет в среде христиан-протестантов, относящихся к социальному служению особо усердно, то можно предположить в качестве одной из главных причин этой болезни социальное одиночество, душевный и духовный голод. Ведь там, где перед большинством молодых людей открываются только такие скупые перспективы, как армейская "дедовщина" и служба в "горячих точках", отупляющий коллективизм по образцу "Наших" или мнимая независимость наркотического дурмана, они почти неизбежно выбирают последнее. Разумеется, возможности сыграть на болезненной зависимости молодежи от наркотиков не упускает российский криминал.

Кстати, когда политики и спецслужбы обвиняют в росте наркомании в России абстрактных закордонных наркоторговцев, они упускают из виду, что сеть распространения наркотиков внутри страны полностью контролируется такими же, как они, россиянами. "Простые русские пацаны", нередко с приличным официальным статусом, формируют рынок реализации наркотиков и заказывают те огромные партии зелья, которые всеми правдами-неправдами протаскивают затем через границы нищие афганцы или таджики. Этих-то рабов криминала показывают по телевидению в виде задержанных наркоторговцев. Поэтому, испытав удовлетворение от очередного подобного очковтирательства, российская аудитория даже не задумывается о том, что столь мощная система наркоторговли не может существовать в стране без негласного, но действенного покровительства коррумпированных "власть имущих".

По окончании воронежского форума РПЦ МП, несколько изменив наименование мероприятия, в котором принимала участие, продолжила обсуждение проблемы наркомании в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. Разумеется, этот форум дублировал предыдущий едва ли не до буквы. "Только сплотившись вместе, можно остановить опасное распространение наркотиков, - гласит обращение оргкомитета к участникам форума. – В этой связи Русская Православная Церковь выступила с инициативой проведения Всероссийской конференции, имеющей целью объединить усилия власти и делового российского сообщества в борьбе с наркоманией. Проведение Всероссийской конференции должно явиться важным шагом в создании широкого общественного движения против наркотиков". А Патриарх в своем обращении заявил, что основная причина проблемы наркомании в России это "гедонистическая парадигма сознания". Если перевести смысл этого заявления на русский язык, то получится, что жертвы наркомании стремились в своей жизни исключительно к получению удовольствия и, таким образом, сами во всем виноваты. В этом отношении Его Святейшество оказался гораздо категоричней самого Путина, который постеснялся, вероятно, винить во всем своих больных подданных, туманно сославшись в своем послании на некую внешнюю "наркотическую агрессию".

Выслушав предложение Сергея Миронова о создании очередного, теперь антинаркотического фонда, с привлечением к этому делу "мощного потенциала" Церкви, Патриарх отфутболил инициативу назад, в Совет Федерации, который, по его мнению, "может сделать многое" для решения обсуждаемой проблемы. И если бы не митрополит Климент (Капалин), поспешивший несколько смягчить суровость Святейшего заявлением, что РПЦ МП обязательно будет принимать участие в общем деле, то могло бы показаться, что она уже самоустранилась. А так, усугубляя усилия российской медицины "духовной реабилитацией", Церковь готова способствовать государству в приобщении молодого поколения к сокровищнице отечественной культуры.

Несмотря на то, что один из представителей РПЦ МП - митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким), высказался по поводу проблемы наркомании вполне реалистично, изменить что-либо в сути откровенно казенного мероприятия было, конечно, нельзя. Митрополит Владимир оказался единственным, кто упомянул о том медицинском факте, что наркомания однозначно неизлечима. Что речь может идти лишь о более или менее длительных периодах воздержания (ремиссии), которые зависят от общих условий жизни. В том числе и от наличия духовной опоры, без которой наркоман практически неизбежно возвращается к употреблению зелья при первой же возможности.

Социальная неустроенность и отсутствие гарантий более-менее приличных перспектив, расколотость общества на тех, кто у кормушки, и тех, кому она недоступна, всеобщая коррумпированность, давно оставившая позади присномамятный советский "блат", – все это очень напоминает своего рода гетто. А новая волна ксенофобии в отношении внешнего мира, усугубляет атмосферу, порождающую социальное напряжение, преступность, всенародные наркоманию и пьянство.

Михаил Ситников,
для "Портала–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования