Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Святой Иаков и его оссуарий перед лицом исторической критики


Новые сенсационные открытия ученых возвращают читателей к полузабытой проблеме, некогда будоражившей умы ученых мужей и вызывавшей дискуссии между представителями различных школ: какова степень историчности сведений, сообщаемых в последних частях Нового Завета, прежде всего, в Деяниях Апостолов и посланиях их?

Каменный оссуарий (костница) из окрестностей Иерусалима с надписью на арамейском языке "Иаков (Яакоб), сын Иосифа, брат Иисуса (Йешуъ)" датируется парижским палеографом Андрэ Лемэром приблизительно 63 годом н.э. Лемэр подробно изложил результаты своих исследований в выпуске за ноябрь/декабрь 2002 года научного журнала "Biblical Archaeology Review" в статье "Погребальная урна Иакова, брата Иисуса".

Хотя этот журнал и является примером "высокой вульгаризации" или, говоря проще, научно-популярного издания, результаты Лемэра явно превосходят практически все открытия христианской археологии, сделанные за многие годы.

Проблемы, разумеется, есть и с этим объектом. Хотя оссуарий и похож на подобные же образцы I в., его происхождение весьма туманно. Он, как известно, хранится в частной коллекции в Иерусалиме, и проследить его историю будет крайне сложно. Однако, кажется, что палеографическое свидетельство, подкрепленное химико-минералогическим анализом, может быть решающим в оценке подлинности этого объекта.

К сожалению, предание не сохранило нам свидетельств о том, где находилось тело св. Иакова после погребения, однако нет ничего невероятного в том, что мощи хранились в одной из церквей Святого Града. Иерусалим пережил немало катаклизмов с тех пор, монофизитские восстания в 5 и 6 вв., завоевание персами, а затем арабами в 7 в., войны арабов с крестоносцами… Так что оссуарий вполне мог затеряться, чтобы всплыть в начале 3-его тысячелетия.

Как известно, св. апостол Иаков, именуемый Братом Господним, был старшим сыном Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Новый Завет упоминает о четырех последователях Христа, живших в его время, носивших имя Иаков: 1). Сын Зеведея и брат Иоанна (Мар.1:19); 2).Сын Алфея (Мар.3:18); 3) Отец Иуды не Искариота (Лук.6:16); 4). Брат Господень (Гал.1:19).

Согласно апокрифическому "Протоевангелию Иакова", он сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Иисусом Христом, Марией и Иосифом и с ними же вернулся в Иудею.

Иаков был первым епископом Иерусалима и пользовался уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Он занимал важное место на первом соборе Церкви: первый утвердил голос Петра и высказал предложение, которое было принято всем собором. К нему в дом приходил апостол Павел, и собрались все пресвитеры, чтобы слышать повествование об обращении язычников. Он назван у св. Павла братом Господним, столпом Церкви, прежде апостолов Петра и Иоанна, и вместе с ним подал руку Павлу и Варнаве в знак согласия и, вероятно, с своим мнением, чтобы Павел и Варнава шли на проповедь к язычникам, а Петр и Иоанн к обрезанным – к иудеям. Ему досталась трудная паства: иудейское простонародье, книжники и фарисеи, архиереи и старейшины объявили ему войну. По преданию, он составил один из первых чинов главного богослужения христиан – литургии, изводом которой, вероятно, является "Литургия Апостола Иакова".

Даже иудейский Талмуд говорит о св. Иакове как о чудотворце и указывает на виллу или мызу Шеханию, из которой, будто бы, происходил он: "Раввина Елеазара, сына Дамагова, ужалила змея; и пришел Иаков, муж родом из мызы Шехании, исцелить его во имя Плотника; Приступил Иаков, из мызы Шехании, исцелить его во имя учителя своего Иисуса". Иосиф Флавий, не упоминая о других апостолах, отмечает, однако же, мученическую кончину св. Иакова, брата Господня, и даже считает эту кончину причиной разрушения Иерусалима.

Согласно истории, излагаемой писателем Гегесиппом, саддукей Анан был первосвященником всего три месяца, и низвержен Альбином именно за смерть Иакова и некоторых других. Христианские историки гораздо подробнее изображают мученичество св. Иакова. Они говорят, что в праздник Пасхи, когда в Иерусалим стеклись народы со всех краев света, фарисеи и книжники пришли к св. брату Господню и умоляли его, чтобы он научил народ отступлению от Христа. Апостола поставили на крышу Соломонова храма, но Иаков начал проповедовать о Христе как об истинном Мессии. Тогда фарисеи и книжники столкнули его с крыши вниз. Умирающий Иаков стал на колени и молился, а толпа бросала в него камни. Кто-то хотел защитить Иакова, но из толпы ринулся ремесленник и белильным деревом (валек, которым валяют сукно) нанес апостолу смертельный удар в голову. Он скончался, повторяя молитву брата Христа: "Господи, отпусти им грех сей; не видят бо, что творят".

Фигура ап. Иакова привлекала внимание раннехристианских писателей, так автор знаменитых "Псевдо-Климентин" описывает его как противника ап. Павла и даже более важного апостола, чем сам Петр, однако у ученых нет оснований доверять этому источнику. Отождествление надписи на оссуарии из Иерусалима может пролить свет на историю его мощей и на почитание св. Иакова в иерусалимской общине во II–IV вв.

Источники об Апостоле Иакове, Брате Господнем:

I.Подлинные источники: Деян 12:17; 15:13; 21:18; 1 Cor. 15:7; Гал. 1:19; 2:9, 12. Мф. 13:55; Мк 6:3."Послание Иакова"

II. Иосиф Флавий: Древности,XX. 9, 1. Гегесипп у Евсевия Памфила, ЦИII. 23 Иероним Стридонский: Catal. vir. ill. c. 2, глава "Jacobus.".Епифаний Кипрский, Haer. XXIX. 4; XXX. 16; LXXVIII. 13 sq.

III. Апокрифич. источники: "Протоевангелие Иакова": Protevangelium Jacobi, ed. C. Tischendorf //"Evangelia Apocrypha," pp. 1–49; Proleg. pp. xii-xxv.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования