Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Вновь о тупиках «этнической религиозности»


Известие о намерении проживающих в Сергиевом Посаде и окрестностях мусульман построить мечеть и культурный центр буквально взбудоражило православную общественность. Она увидела в этом намерении "дерзкий вызов" русскому народу и православной русской вере, облачив в одежды церковно-политической риторики обывательский комплекс ненависти к "черным", которые "все кругом заполонили". Действительно, нельзя же позволить им "заполонить" еще и сакральный центр русской веры – Сергиев Посад!

Прочитав гневное заявление Союза православных граждан, распространенное 18 октября, можно подумать, что мечеть задумали строить прямо на территории Троице-Сергиевой Лавры, предварительно разрушив Троицкий собор, чтобы очистить место под стройплощадку. Однако, по более тщательном знакомстве с документами, выпущенными администрацией Сергиево-Посадского района Московской области, становится ясно, что землеотвод произведен в полном соответствии с общепринятым отношением к "черным": в окрестностях города, вдалеке от исторического центра и от глаз туристов. Конечно, не исключено, что при решении вопроса о землеотводе присутствовал коррупционный факт, на что намекают "православные граждане". Но даже при виде "черного нала" сергиевопосадские чиновники не потеряли голову и не забыли о том, что они русские.

Очевидно, конфликт в Сергиевом Посаде будет активно раскручиваться самыми разными околоцерковными и политическими группами, потому что контексты этого конфликта достаточно многообразны. Первое, что приходит в голову, - это некоторый торг с властями "мусульманских регионов" с целью заставить их уважать русский народ и защищать его святыни. "Православные граждане" прямо об этом пишут: если татары позволяют себе разрушать наши храмы в Татарстане, то как мы можем позволить им строить свои мечети у нас, на исторических землях Святой Руси. Второе – это полемика по вопросу о границах дозволенного присутствия "этнических мусульман" в "немусульманских регионах" России, то есть по вопросу о невидимой "черте оседлости" для негласных "граждан второго сорта" (мусульманские лидеры России все чаще жалуются в своих официальных документах на то, что их паства постепенно превращается в "низшую касту"). Наконец, третий контекст – это почти философская полемика о том, что первично – национальная принадлежность или религиозная. Иными словами, может ли, например, русский человек свободно принять ислам, а татарин – православие, или религиозная принадлежность – это атрибут национального гетто, в котором ты родился и в котором должен умереть…

Появление мечетей в традиционных русских городах, где их не было никогда раньше, - феномен нашего времени. Борьбу против строительства мечети в другом подмосковном городе – Коломне – возглавила ультранационалистическая организация "Русское национальное единство", символика и риторика которой нагоняет ужас даже на многих православных, и местные власти вынуждены с действиями этой организации считаться. Однако на все русские города РНЕ не хватит, а мусульманский субстрат становится в них все более заметным. В России идет активная миграция экономически активного тюркоязычного и кавказского населения с периферии в центр. Так заполняются экономические и демографические ниши, образовавшиеся в результате реформ последних 15 лет. Процесс этот выглядит для русского народа довольно печально, но он объективен и неумолим.

…Но вернемся к Сергиеву Посаду, историческое значение которого как духовного центра России никем не ставится под сомнение. И тревогу здесь вызывает не закономерное желание сергиевопосадских мусульман построить себе на окраине города мечеть. Тревогу вызывает то, что даже в духовном центре России нет духовных сил на диалог с исламом, а есть только упование на "административный ресурс", который должен давить "черных" в интересах русских. "Православные граждане" даже не ставят вопрос о том, что подлинный православный христианин должен свидетельствовать свою веру ближним и дальним, в том числе мусульманам, и что особенно убедительным это свидетельство должно быть в духовном центре православного христианства. Они ставят вопрос только о том, что русская власть должна защищать русских людей и русскую веру. Соблазн "этнической религиозности", который в последнее время ослепляет церковное сознание все большего числа православных людей, позволяет исповедовать самый настоящий материализм под прикрытием самой традиционалистской "воцерковленности".

А вот, например, не задавленные гнетом этнического традиционализма протестанты рассматривают "братьев-мусульман" как объект миссионерской деятельности. В Москве и других русских городах России появляются протестантские церкви, "специализирующиеся" на выходцах с Кавказа и Поволжья. И главная причина миссионерского успеха протестантов в среде "этнических мусульман" - отсутствие комплекса "этнической религиозности", которая подталкивает православных к выбору совсем иных форм и методов общения с "братьями-мусульманами". Ревнители "этнической религиозности" считают, что каждый должен исповедовать "свою веру", в которой рожден, не выходя за рамки своего гетто. Отсюда и возмущение тем, что мусульмане пытаются то там, то здесь "выползти" за забор гетто.

Духовная и идейная выхолощенность "этнической религиозности" может привести к неожиданному успеху миссионерской деятельности "живых" религиозных групп – причем не только христианских, но и исламских. Феномен "русского ислама" постепенно перестает быть фантомом. А это серьезный повод для православных задуматься об опасности идеологии "этнической религиозности".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования