Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

МАРСианские хроники: история и перспективы. Совет Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы решился на смену руководства


Евразийское отделение Международной Ассоциации религиозной свободы (ЕАО МАРС) появилось сравнительно недавно, в 1992 году, тогда как сама Ассоциация существует уже 113 лет. И, надо сказать, в течение всего этого солидного срока вполне успешно защищает религиозные права и свободы в более чем 60-ти странах на разных континентах. Учреждение Российского отделения, изменившего затем название на Евразийское, было для нашей страны одним из первых признаков приобщения к религиозной культуре цивилизации. Однако, как известно из отечественной практики, ананасы приживаются в тундре только в том случае, если им создаются подходящие условия, и прямо в мерзлоту совать их не подобает.

С учетом неопровержимости такого опыта и создавалась первая в России профильная религиозно-правозащитная организация, в состав которой входили представители самых разных религий и культов. Их представляли и религиозные организации, и частные лица, имеющие какое-либо отношение к вопросам религии, права и, чаще всего, придерживающиеся определенного вероисповедания. Руководство Ассоциацией осуществлялось Совcетом ее директоров, работа которого проходила под председательством Президента и при непременном участии Генерального секретаря.

Президенты избирались, разумеется, с учетом специфики самой организации. Сначала отделением МАРСа руководил известный правозащитник Валерий Борщев – православный христианин, хорошо разбирающийся в тонкостях других религий и российского права, толерантный и самоотверженный борец за правду. Позже на пост Президента российского филиала Ассоциации был избран до 1996 года отв. секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, а ныне ‑ руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Анатолий Красиков. Историк по основной специальности, глубоко верующий православный и блестящий специалист во многих направлениях общественных наук, Красиков проявил себя на новом посту еще и тонким дипломатом, умеющим разрешать довольно деликатные ситуации без нанесения травм какой-либо из сторон.

При этих президентах МАРС работал активно и эффективно, участвуя, практически, во всех конструктивных инициативах, где речь шла о взаимоотношениях между религиозными организациями и представителями с государственными и иными учреждениями, а также о сохранении межрелигиозного мира и ликвидации возможных конфликтов на религиозной почве. Между руководителей российского филиала Ассоциации и остальными ее членами не возникало никаких разногласий, а высокая степень толерантности между представителями разных вероисповеданий наблюдалась не формально, а по существу. Наиболее активными участниками акций Ассоциации всегда были российские протестанты и профессиональные религиоведы, что вполне объяснимо: те и другие тесно связаны с религиозно-социальной практикой и не мифологически, а хорошо и достоверно информированы во всем, что имеет отношение к религии. Русская Православная Церковь Московского патриархата, пожалуй, единственная из крупных религиозных организаций, которая не входила в МАРС в качестве члена Ассоциации. Однако, и ее представители всегда нередко присутствовали на заседаниях Совета как наблюдатели, не лишаясь при этом по вполне понятным причинам права голоса.

Но времена менялись, и после наступления нового тысячелетия общий климат межрелигиозных отношений в стране стал меняться далеко не в лучшую сторону. Под "брендом" крупнейшей в России религиозной организации махровым цветом расцвел антикультизм, некоторые религии стали откровенно зажиматься государственной властью, внезапно обнаружившей, что вся она вдоль и поперек, оказывается, исключительно русская и только православная "единственно верной" юрисдикции. В Ассоциации тоже произошли изменения, и должность Президента после оставления ее Анатолием Красиковым, занял Федор Шелов-Коведяев ‑ бывший заместитель министра иностранных дел РФ, тоже историк, тоже православный. Но...

Со сменой руководства значимость религиозно-правозащитной организации резко упала. Согласно внутреннему уставу МАРСа, проявлять инициативы от имени Ассоциации правомочен лишь ее Президент, но только в случае одобрения их всем Советом директоров. Однако, некоторые предпочтения, которые сразу обнаружил новый руководитель российского отделения в отношении симпатичных ему религиозных организаций и вероисповеданий и, наоборот, антипатий к другим, серьезно повлияли на атмосферу внутри Ассоциации. А, следовательно, активность ее снизилась, появились выступления с поддержкой "любимой" конфессии Президента, а акции по защите прав инаковерующих практически вовсе сошли на нет.

В результате, как стало известно, 26 октября 2005 года Ф. Шелов-Коведяев был освобожден от своих обязанностей по его просьбе на заседании Совета ЕАО МАРС.

Однако за этим, казалось бы, естественным и рядовым для любой организации событием скрывается интрига, известная лишь узкому кругу посвященных. Дело в том, что на заседании Совета христиане-протестанты выразили президенту ЕАО МАРС недоверие, заявив протест на предмет занятия им руководящей должности в российском отделении МАРСа. Претензии, основанные на фактах его деятельности в качестве президента ЕАО МАРС, заключались в основном в том, что вся его энергия была направлена исключительно на защиту "беззащитной" Московской патриархии, в то время, как остальные действия по защите прав религиозных организаций без согласования с РПЦ МП просто не предпринимаются. В результате, ЕАО МАРС может окончательно превратиться из религиозно-правозащитной в банальную бюрократическую организацию, да еще и "опосредованно коррумпированную" через Патриархию с органами светской власти. Стало известно также, что в том же духе и без ведома Совета ЕАО МАРС, Президентом предпринимались определенные инициативы, несовместимые с целями и задачами МАРС, и представляющие собой грубое нарушение Устава организации и общечеловеческих этических норм.

Инициатива протестантов была безоговорочно поддержана остальными участниками заседания Совета, представляющими различные религии и религиозные организации и одобрен текст, в котором претензии членов ЕАО МАРС были изложены письменно. После чего президенту было предложено освободить свой пост.

Федор Шелов-Коведяев, вероятно, предвидел нечто подобное, и заявил, что он давно уже и сам подумывает об этом. Деятельность Ассоциации кажется ему неэффективной и бессмысленной, а, кроме того, он уже присмотрел себе другое место, которое его полностью устраивает.

В ответ на недвусмысленный намек разрешить ситуацию без "мазания дегтем", а, так сказать, "разойтись по хорошему", Совет, в составе которого православные христиане и российские христиане-протестанты занимают значительную часть, повел себя, соответственно, по-христиански. И результатом голосования было единогласно принятое решение "уйти" Федора Шелова-Коведяева, не "пинками", а "по собственному желанию".

Хочется надеяться, что ЕАО МАРС, участие которого в религиозно-общественной жизни в сегодняшних условиях особо актуально, вновь заявит о себе таким же образом, как в 90-е годы прошлого века. Тем более, что веские основания для того есть.
Согласно уставу, исполнение обязанностей Президента ЕАО МАРС до окончательных выборов возложено на первого вице-президента, профессора Российского университета дружбы народов им Патриса Лумумбы Абдуллу А. Нуруллаева ‑ высококвалифицированного специалиста в области религиозно-этнических отношений и человека в высшей степени объективного.

Михаил Ситников,
для "Портала–
Credo.Ru".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования