Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Каноковы казни". Руководство Кабардино-Балкарии создало атмосферу страха среди мусульман, которых оно само же боится


Война в Чечне давно приучила и федеральных, и региональных чиновников к тому, что надо избегать таких слов как "зачистка" и "военная или боевая операция". После 2000 года на территории Чеченской республики с легкой руки президента Владимира Путина началась "контртеррористическая операция", что привело к нынешнему так называемому "гражданскому миру в Чечне", несмотря на то, что боевики все равно там чувствуют себя как дома. Террористы, организовавшие нападение на Нальчик 13-14 октября этого года, действительно хотят превратить Кабардино-Балкарию во вторую Чечню. Об этом свидетельствуют заявления главного представителя непризнанной республики Ичкерия на Западе Ахмеда Закаева о том, что попытка захвата Нальчика - первая серьезная операция чеченского "сопротивления" после убийства Аслана Масхадова. Но в результате всех событий региональная власть впала в истерику.

Должна ли была бюрократическая верхушка Кабардино-Балкарской республики (КБР) поддаваться панике и поступила ли она в данной ситуации правильно? - это вопрос праздный. В связи с тем, что новый президент КБР Арсен Каноков был рекомендован на этот пост президентом России Владимиром Путиным, то и задавать подобные вопросы надо сотрудникам президентской Администрации. Объективные данные свидетельствуюто том, что в сентябре 2005 года Арсен Каноков, известный в республике предприниматель, стал наследником Валерия Кокова, опытного советского функционера, который проводил в регионе жесткую авторитарную политику. В. Коков, воспитанный в атеистической системе ценностей, стремился сделать Духовное управление мусульман (ДУМ) КБР тем органом, который должен контролировать все мусульманские группы в республике. Наряду с этим, Коков старался не допустить расширения деятельности и самого ДУМ КБР. Муфтий республики Анас Пшихачев не раз жаловался прессе на жестокое давление на мусульман со стороны милиции, несмотря на то, что власти справедливо, с точки зрения ДУМ, контролируют все мечети, и следят за тем, чтобы проповедь там велась только с его разрешения. Борьба с любой активностью вне ДУМ велась при Кокове постоянно и методично. В конце 90-х гг. был закрыт на "переаттестацию" Исламский институт в Нальчике из-за подозрений в распространении "ваххабизма" (вернул лицензию только в 2003 году). В 2000 году были закрыты все существовавшие в КБР исламские центры, за исключением исламских компьютерных курсов при Духовном управлении. Исламская молодежь ушла в подполье и превратилась в тех, кого правоохранительные органы стали считать "потенциальными экстремистами". Муфтий Анас Пшихачев перестал сопротивляться попыткам власти установить абсолютный контроль над исламом в республике и тем самым уменьшить его влияние.

Продолжение политического курса на уменьшение влияния ислама в целом, и независимых мусульманских групп в частности, стало неотъемлемой частью идеологии нового главы КБР Канокова.

Изначально с именем "цивилизованного" предпринимателя Канокова широкая общественность связывала две ложные надежды. Во-первых, это надежда на то, что он более благосклонно относится к исламу и лучше, чем партаппаратчик Коков, его понимает. Однако в интервью журналу "Профиль" в октябре Каноков лишь более четко высказала тот принцип религиозной политики, которую проводил Коков. По словам Арсена Канокова, "в республике необходимо пропагандировать "светский ислам", и в связи с этим необходимо взять "идеологический реванш, а именно – сформировать систему пропаганды и образования молодых людей". "Светский ислам" для Канокова является, прежде всего, тем учением, которое не выходит за рамки мечетей, и исходит из уст муфтия соборной мечети в Нальчике, строительство которой Каноков долгие годы финансировал. Подобная усеченная трактовка исламской веры и порождает у республиканской молодежи такое религиозное возмущение, которое правоохранительные органы называют "ваххабизмом".

Во-вторых, многие политологи называли Канокова более либеральным по сравнению с Коковым, и высказывали надежды на то, что он принесет в республику хоть какие-нибудь начатки демократического устройства общества. Однако и эта надежда не оправдалась, потому что преемник Кокова, по определению, не будет разрушать строго клановое традиционное общество Кабардино-Балкарии, где авторитаризм никто, по сути, и не начинал разрушать (лишь в начале 90-х гг. были демонстрации кабардинцев и балкарцев, а с главной площади был убран памятник Ленину). Кроме того, деятельность руководства республики после попытки захвата Нальчика ярко показала, что Арсен Каноков не только готов отказаться от следования каким-либо демократическим ценностям, но и готов действовать по-военному решительно, без той осторожности, которая была свойственна Валерию Кокову.

В Нальчике сотрудники милиции и ФСБ стали проводить массовые аресты и "зачистки". Так, около 400 мусульман Кабардино-Балкарии обратилась к президенту Владимиру Путину с просьбой о содействии в выезде за пределы России в связи с опасениями за свою жизнь и здоровье. 23 октября был повторно задержан Руслан Кудаев, инвалид, бывший узник Гуантанамо, которого уже задерживали в августе этого года, а затем отпустили. Обыск был устроен у Руслана Нахушева, координатора движения "Российское исламское наследие" по Северному Кавказу. Более того, был с позором задержан и отпущен депутат органа местного самоуправления пригорода Нальчика – Хасанья и член партии "Единая Россия" Рамазан Темботов. В рамках этой кампании муфтий КБР Анас Пшихачев объявил о том, что подозревает в участии в попытке захвата города Мусу Мукожева и Анзора Астемирова, которые еще до 2000 года входили в легальную молодежную оппозицию по отношению к лояльному власти Духовному управлению.

Хаотичные преследования мусульман руководством республики во главе с Арсеном Каноковым – это свидетельство отсутствия у власти иного выхода и другой программы действий. Дело не в том, что у сотрудников МВД не существует четкого, установленного законом определения понятия "ваххабит" или "боевик", на что сетует вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, или же определенного списка каких-либо организаций. Дело в том, что вплоть до сегодняшнего дня в Кабардино-Балкарии внутримусульманские споры и проблемы загонялись вглубь с помощью запретов. И для молодежи независимый ислам стал своеобразным синонимом "свободомыслия". Авторитарно-клановый строй сделал молодежную активность единственным самостоятельным проявлением общественной жизни, направленным против нищеты и застоя при режиме Кокова-Канокова. В результате часть молодежи взяла в руки оружие, а чиновники учинили в республике"каноковы казни".

Роман Лункин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования