Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

На перепутье. Кто будет формировать курс нового старообрядческого Митрополита?


Новый старообрядческий Митрополит Корнилий вступил в должность. Что известно о его программе, его настроениях и упованиях?

В первых же интервью нового предстоятеля РПСЦ прозвучала довольно двусмысленная фраза об "одном корабле, на котором нельзя делить каюты". Журналисты истолковали ее в смысле дальнейшего сближения с РПЦ МП и даже подверстали к ней благожелательный отзыв митрополита Кирилла (Гундяева), главы ОВЦС. Но вскоре выяснилось, что Митрополит имел в виду только государство и общество (это их нельзя "делить на каюты"), но никак не "межцерковные отношения". Его дальнейшие высказывания и речь после интронизации заставляют думать, скорее, о возвращении к осторожной политике Митрополита Алимпия (Гусева). На интронизации Митрополита, кстати, не присутствовали официальные лица ни из РПЦ МП, ни из других юрисдикций и согласий, что может свидетельствовать о кардинальном изменении климата этих самых "межцерковных отношений". На свет появилась старая статья Митрополита, написанная им еще в бытность диаконом, в которой он говорит о необходимости общестарообрядческого диалога и консолидации как условия любых дальнейших контактов с новообрядческими юрисдикциями.

Но новый Митрополит еще не разобрался в делах, и подвержен сторонним влияниям. В связи с этим особенно острым становится вопрос о том, кто будет влиять на него, кто станет определять его политику в дальнейшем. Именно от решения этого вопроса зависит и дальнейший путь РПСЦ.

Рассмотрим кандидатуры на пост "серого кардинала" РПСЦ. Во-первых, это бывший духовный отец и церковный воспитатель будущего главы РПСЦ (в миру - Константина Титова) – орехово-зуевский иерей Леонтий Пименов. Отец Леонтий был одним из главных идеологов РПСЦ при Митрополите Алимпии. Главной его чертой считается активное миссионерство, причем на ниве этого миссионерства о. Леонтий достиг немалых успехов. Он организует певческие съезды, посещает разного рода старообрядческие и околостарообрядческие научные конференции. Впрочем, трудно не заметить, что это миссионерство имеет несколько "культурологический", "искусствоведческий" оттенок. Поэтому, с другой стороны, в рассуждениях и церковной позиции иерея Леонтия заметны черты либерального, по мнению его противников - "экуменического", понимания церковного пути староверия. Недаром о. Леонтий имеет весьма неплохие отношения с "старообрядными" клириками РПЦ МП. Поэтому можно прогнозировать, что если главным советником станет о. Леонтий, то "межцерковный диалог" и сближение с РПЦ МП в духе "братского единения" станут путем Митрополита Корнилия.

Второй кандидат в "премьер-министры" - протоиерей Евгений Чунин, управляющий делами Московской митрополии. Он был главным советником при Митрополите Андриане и известен как умеренно консервативный церковный деятель. Среди его достоинств можно назвать образованность, инициативность и способность к внешнецерковной дипломатии. При нем контакты РПСЦ с государственными деятелями и представителями ОВЦС МП вышли на новый уровень. Однако в то же время протоиерей Евгений показал себя малоэффективным администратором в масштабах всей Церкви, его программы нередко оставались без продолжения. Инициируя многочисленные и безусловно ценные церковные проекты, он в скором времени терял к ним интерес и забрасывал. Некоторые списывают это на инертность среднестатистической старообрядческой среды и конфликты в церковных кругах, однако даже те начинания, которые целиком зависели от о. Евгения, так и остались невыполненными.

Третий претендент – председатель Издательско-информационного отдела РПСЦ иерей Алексий Лопатин. Будучи также инициативным и умеренно консервативным церковным деятелем, он смог сильно двинуть вперед издательское дело. Однако ему свойственна чрезмерная вера в силу "внешних" масс-медиа на фоне недостаточной активности во внутрицерковной среде. Некоторые старообрядцы критикуют о. Лопатина за большое число неоднозначных, а порой даже скандальных неофитов, привлеченных им к общине храма св. Николы на "Белорусской". Можно прогнозировать, что при нем позиция Митрополита станет жестче, чем при Андриане, однако не перейдет пределов умеренности. Под влиянием этого церковного деятеля внешние церковные контакты в целом будут расширены, хотя контакты с РПЦ МП станут более сдержанными.

И последний претендент – протоиерей Геннадий Чунин, родной брат нынешнего управделами РПСЦ. Из его церковной биографии известно, что он в разное время являлся сторонником разных внутрицерковных группировок. В свое время он входил в "клан Гусевых" (являясь духовным чадом брата Митрополита Алимпия о. Леонида Гусева) и на Соборе 2004 года активно выступал против избрания Митрополита Андриана. В Петербурге он не прославился какой-либо активной деятельностью и, по словам представителей других петербургских старообрядческих общин, скорее тормозил их развитие, выдавливая молодых и активных мирян. Можно прогнозировать, что при нем деятельность митрополии перейдет в авторитарное русло.

Итак, из четырех кандидатов в ближайшие советники Митрополита Корнилия наиболее вероятным пока остается иерей Леонтий Пименов, хотя он более не является духовником Митрополита. Однако показательно, что сразу же после Собора и интронизации Митрополит отправился в Орехово-Зуево, к о. Леонтию. Если это обозначает либерализацию курса РПСЦ, то следует ждать нового всплеска активности консервативных и радикальных элементов, а в перспективе, возможно, и серьезных перемен в этом крупнейшем старообрядческом согласии.

Федор Фаворский,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования