Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Осеннее обострение: «православная психология» мэрии Москвы


Осень: "унылая пора" — несмотря даже на "очей очарованье", как сказал один поэт. Время года, когда обостряется то, что во времена Пушкина называли "меланхолией", а в наше время чаще называют "депрессией". И не только она, но также и вообще — разного рода психические заболевания.

Осеннее обострение… Людям с неустойчивой психикой оно дается непросто.

Самое время вспомнить о не столь давно появившейся у нас отрасли медицины — "православной психологии". Потенциальная аудитория у "православных психологов" — это почти 70 % населения страны, то есть все те, кто на вопросы социологов о вероисповедании называют себя "православными" (в данном случае неважно, что многие из них говорят, что не верят в Бога). В РПЦ МП такие теперь учитываются как "православные по рождению". Пусть пока и не все граждане РФ знают о "православной психологии", и поэтому большинство из них "в случае чего" ходит к более традиционным для РФ экстрасенсам и бабкам, но ведь и сама "православная психология" делает только первые шаги…

Впрочем, пусть это и самые первые шаги, но по хорошо накатанной дороге. Когда-то она, эта дорога, по историческим причинам советского времени, называлась "мичуринской биологией". Проложивший этот путь академик Трофим Денисович Лысенко (1898—1976)  умер не так уж давно, и его идеологически безупречные "мичуринские" идеи в последний раз цвели хрущевскими кукурузными полями еще в начале 60-х…

Вакантное место "мичуринской биологии" замещается "православной психологией". Оно и понятно: ориентация на сельское хозяйство — эта идея несовременна. Теперь всё должно быть для человека. Произошла резкая смена доминирующей идеологии. Кадры снова решают всё. Ну, а уж переименование "мичуринской" науки в "православную" — это столь же автоматически, как переименование "советского" в "российское".

Итак, "православная психология" приступила к борьбе за клиента. Если бы этим всё дело и ограничивалось, то, возможно, и не стоило бы о ней писать. Интересно в "православной психологии" совершенно другое: в рамках каких институций она существует.

Полного ответа на этот вопрос у нас нет. Практика показывает, что с "православной психологией" можно столкнуться теперь в самом неожиданном месте: не только у какого-то "верующего психотерапевта" (частного), которого порекомендует "батюшка", а в самом что ни на есть государственном учреждении. Причем, в таком, где психологическая и психиатрическая помощь должна быть быстрой и действенной, — в антикризисном центре.

Православная электронная газета "Благовест"  и сайт общества "Радонеж" публикуют замечательную статью "выпускницы МГУ" Людмилы Ермаковой "Как я стала православным психологом". Самое замечательное в этой замечательной статье — не то, что еще и некая Людмила Ермакова, хотя бы и выпускница МГУ, стала "православным психологом". Этим ведь никого не удивишь: психологии и психиатрии идут учиться люди, в значительной своей части, скажем так, неординарные, и поэтому после окончания учебы их можно встретить решительно где угодно.

Самое замечательное в замечательной статье то, где работает Людмила Ермакова, — работает не кем иным, как именно "православным психологом": "в антикризисном подразделении в одном из психологических центров Москвы". По отношению к "православности" своей "православной психологии" Людмила Ермакова настроена очень решительно: "Мне нередко приходилось слышать, что неправославный психолог - не профессионален, и я совершенно с этим согласна". — Вот так. Ни больше, ни меньше.

Теперь посмотрим на примеры из практики "православной психологии".

Видимо, большинство случаев более анекдотические, чем опасные. Вот, например (описывается ситуация на приеме пожилой женщины):

"Рассказывая о сыне, она вдруг вспомнила, что накануне его свадьбы ездила на электричке куда-то в Подмосковье к цыганке-гадалке, чтобы узнать у нее, счастлив ли он будет с женой? Сказав это, она задумалась и заметила, что, по-видимому, с этого момента сын стал меняться. Она вдруг поняла, что хотя сын давно вырос, но связь, в том числе духовная, между матерью и сыном очень сильная, недаром говорится: "молитва матери - со дна моря достает!". Но, к сожалению, бывает и обратное.
Сын сам не ездил к гадалке - ездила мать, и своей материнской волей раскрыла его духовную защиту перед той темной духовностью, с которой связана любая гадалка. В то же время, ничего не зная о поездке матери к цыганке, сын стал проявлять особую злобность именно к матери, фактической виновнице его состояния. Встал опять вопрос: "Что делать?" Конечно, надо было прежде всего идти к священнику на исповедь".

"Раскрытие духовной защиты перед темной духовностью" — это сильно, убедительно и, главное, знакомо. Знакомо читателям объявлений бесплатных газет, где предлагаются, правда, услуги не "православного психолога", а экстрасенса или колдуна, но тоже нередко отправляющего еще и к православному священнику.

Можно поверить Людмиле Ермаковой, что она на самом деле конкурирует с оккультистами в борьбе за души потребителей оккультных услуг. Она конкурирует с ними на их же поле. А также их же методами: пока у нас не появилась "православная психология", мы не знали ни о каком церковном учении о "снятии защит перед темной духовностью" и о способах магического воздействия матери на сына. Поэтому, вероятно, православие никогда не было озабочено "снятием защит", а также их воссозданием.

Но теперь рынок — те самые 70 % "православных по рождению" — требует обновления ассортимента религиозных услуг, и тут "православные психологи" являются на помощь всегда слишком инертному духовенству (которое, к тому же, едва не успели окрутить экстрасенсы и колдуны, работающие вне стен государственных учреждений).

К случаям, подобным "раскрытию духовной защиты перед темной духовностью", еще можно относиться с юмором. Печального в нем только то, что пациентка не получила реальной психологической помощи, на которую она была вправе рассчитывать, обращаясь в государственное учреждение, и что госбюджетные деньги пошли на оккультные цели. Впрочем, и эту печаль можно умерить: не всегда советы, даваемые оккультистами, бывают неэффективными. Если отвлечься как раз от того, о чем так много говорит Ермакова, — от духовной пользы для пациента, — то эффективность психологической помощи может измеряться снижением тревоги и прочего дискомфорта. "Православный психолог" вполне может дать дельные советы, но просто это не тот уровень медицинской помощи, который могло бы давать государственное учреждение. Советы такого уровня может дать и просто священник (любой религии), и просто кто-нибудь из знакомых.

Но вот случай куда более тревожный — из практики той же Ермаковой. Передаю ее рассказ полностью: "На приеме - юноша семнадцати лет - студент первого курса технического вуза, сам записался по поводу депрессии. Глаза тревожные, долго подбирает слова, чтобы описать свое состояние. Он постоянно слышит голос внутри себя, явно не свой внутренний, явно чужой. Голос постоянно пугает его, угрожает ему, пророчит всякие беды и напасти, злобно комментирует все происходящее, тянет прыгнуть из окна, с балкона. Спрашиваю, давно ли у него это? Рассказал, что лет в шесть-семь он смотрел по телевизору фильм "Вий" и внезапно почувствовал, как что-то ужасное вошло внутрь его. С тех пор постоянно ощущает присутствие кого-то страшного в себе, боится его, сопротивляется ему и очень изматывается в этом сопротивлении. Заметил, что, когда подходит к иконам, внутри звучит грязная брань. Мама растила его одна, работает на рынке, знает различные заговоры и к церкви относится очень негативно. Юноша обращался к врачам, но после приема выписанных ему таблеток, внутренний голос только усиливался, его внушениям труднее было сопротивляться. Очевидно было, что этому юноше необходима помощь прежде всего церковных таинств: исповеди, причастия, соборования, возможно, и отчитки. Но конкретно что-то рекомендовать мог только священник, к которому я и посоветовала обратиться этому юноше".

Человеку, знакомому с психиатрией, бросилось бы в глаза наличие у юноши так называемых "ядерных признаков" шизофрении — то есть таких признаков, при которых (если они проявляются постоянно, как в данном случае) этот диагноз должен ставиться незамедлительно. Более того, у юноши стандартная картина суицидального поведения, обусловленного острым шизофреническим психозом: к самоубийству его подталкивает "голос". (Такие навязчивые "голоса", а также ощущение того, что кто-то входит внутрь тела, как это случилось с юношей при просмотре фильма "Вий", — это всё и есть ядерные признаки шизофрении). Состояние юноши является угрожающим для его жизни, и, пока оно продолжает быть таким острым, ему необходима госпитализация в психиатрический стационар. Только в стационаре в подобных случаях возможно снять все острые проявления болезни и подобрать лекарства для дальнейшего амбулаторного лечения.

Вместо психиатрического стационара Ермакова отправляет его к священнику. Может быть, лет 300 назад это было бы правильным решением — за неимением лучшего. Но уже с XIXвека состояние таких пациентов можно улучшить и даже взять под контроль в условиях психиатрической клиники. Не для того существуют государственные антикризисные центры, чтобы отвращать от психиатрического стационара тех, кто даже не просто нуждается в нем, а испытывает серьезную опасность для жизни. Строго говоря, пациент Ермаковой имел показания даже и к принудительной госпитализации. На мой взгляд, случай это вопиющий.

С Ермаковой и со всеми прочими "православными психологами" обсуждать его имеет не больше смысла, чем с Кашпировским.

Но существует мэрия Москвы, "под крылом" которой цветет и пахнет вся эта "православная психология". Подчеркнем: не просто цветет и пахнет, а представляет опасность для жизни некоторых больных, которым в антикризисном центре вполне реально могли бы и должны были бы помочь.

До какой степени мэрия сама подвержена "православной психологии"?

Игумен Григорий,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования