Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Свидетельства и вызовы епископа Корнилия. Что обозначает выбор рогожских соборян?


Воля христиан Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), выраженная в ночь с 18 на 19 ноября на первом заседании Освященного Собора, как кажется, дает основания подвести некоторые итоги и сделать прогнозы на будущее.

Во-первых надо сказать, что, несмотря на мрачные прогнозы о новой "зиме" и замораживании жизни в РПСЦ, этого все-таки не произошло. Выйдя раз из темного подвала этнографической резервации на дневной свет и привыкнув к нему, православные старообрядцы более не хотят возвращаться в искусственно созданный для них заповедник "церковной старины". Выраженная соборно воля Церкви свидетельствует, что политику, начавшуюся при Митрополите Андриане, поддерживает куда большее число христиан, нежели это казалось сперва. Процент сторонников "продолжения дела Митрополита Андриана" куда выше процента сторонников "замораживания".

Оказалось, что деятельность покойного Митрополита воспринимается старообрядцами не столько как "политика компромисса" или "политика встреч с иерархами РПЦ МП", сколько как политика выхода старообрядцев на активную проповедь, включение их в процесс духовного оздоровления общества. Не в последнюю очередь, это означает и свидетельство перед новообрядцами об истинном древнем Православии и верности его духу и букве. Иначе говоря, для старообрядцев "контакты" - дело временное, а проповедь веры Христовой – вечное. То, что казалось сперва "либеральным реваншем", оказалось в целостном восприятии христиан РПСЦ "набором воздуха" перед широкой проповедью. А значит, доверие их к церковным вождям не подорвано серьезно.

Во-вторых, снова было дано "граду и миру" свидетельство о живости "народной демократии" в церковной среде. Соборяне, выбиравшие нового Митрополита, по-прежнему, как и в прошлые годы, свободно изъявляли свою волю, задавали кандидатам самые неожиданные вопросы и даже требовали от епископов отчета об их уповании в сложных богословских вопросах. Такая "демократия" - поистине "соблазн и безумие" для современных "эллинов и иудеев" - официальной светской и церковной власти РФ.

Мрачные пророчества о бюрократизации ("олигархии", "теневом правительстве") и отказе от этой демократической традиции, о копировании практики "господствующего исповедания", не нашли подтверждения. Они так и остались мрачными, но лишь угрозами. Нетрудно заметить, что в РПЦ МП тенденция прямо противоположная. Собор общецерковный не собирается с 1918 г., а один из видных идеологов этой Церкви диакон Андрей Кураев прямо призывает к отмене соборных начал и замене их на практику узко-келейных Архиерейских Соборов. Задать нелицеприятный вопрос архиерею или прямо спросить о его уповании не только немыслимо для рядового прихожанина РПЦ МП, но и считается чуть ли не богохульным "досаждением архиерею"…

В-третьих, обсуждение кандидатов на Cоборе и сама епископская деятельность владыки Корнилия (Титова) удивительным образом свидетельствуют, что в духовной и богослужебной жизни старообрядцев еще живо святоотеческое отношение к молитве и богослужению, известное усердие. Не в последнюю очередь выбор соборян был определен тем, что епископ Корнилий известен как глубокий молитвенник, многие годы, даже до принятия видимого иноческого пострига, подвизавшийся в умном делании, любитель Святых Отцов и Писания.

И, наконец, можно сказать: выборы епископа Корнилия свидетельствует о том, что в краткий период правления Митрополита Андриана перед Церковью был поставлен ряд серьезных вопросов, богословских и духовных, на которые еще не было дано убедительного ответа. Это вопросы об оценке христианами состояния современного мира, об оценке состояния инославия, включая новообрядчество во всех его формах, о роли современной культуры в "жизни по Закону Божию" и по святоотеческим заветам. Эти вопросы придется изучать, старообрядцам придется работать над своей христианской сознательностью. Ведь ревнители древнего благочестия всегда славились своей книжностью, духовной культурой и образованностью.

И новоизбранный предстоятель РПСЦ, и покойный Митрополит Андриан говорили, что необходимо вернуть в старообрядческую среду этот дух "христианоопасной духовной премудрости", назидания от чтения древлецерковных преданий, чтобы "дикость" и "необразованность", "некнижность" осталась в удел другим конфессиям, в которых вместо древних Отцов люди стремятся к "новым старцам", требуют сокращения служб и умиляются безвкусной церковной эклектике, партесному пению и академической живописи вместо икон. Строгость внутренняя должна сочетаться с любовью, и чем строже человек к себе, тем глубже и пламеннее его любовь к ближнему, - об этом сказал новый глава РПСЦ сразу по окончании первого заседания второго дня. Если же эта любовь превращается в либеральное "потаковничество" ("не хочешь, дитятко,- не подвизайся"), то она не любовь, но растление.

Таким образом, в выборе соборян РПСЦ прозвучал и наказ. Церковь не отказывается от курса на активную проповедь и соревновательное участие в духовном процессе в России, стремясь обустроить духовно внутреннюю жизнь старообрядчества на евангельских и святоотеческих основаниях, без которых невозможна ни "жизнь пó Богу", ни полноценное свидетельство о вере Христовой. Но идти по этому пути епископ Корнилий сможет только вместе с активной и неравнодушной паствой.

Алексей Муравьев,
для "Портала-
Credo.Ru"

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования