Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кавказский «конкордат» славянской «симфонией» не станет


Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе и Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II подписали на днях готовившееся несколько лет "конституционное соглашение", в соответствии с которым Православие возведено в ранг государственной религии Грузии. В соответствии с соглашением, Грузинская Православная Церковь становится конституционным субъектом и ставится в привилегированное положение относительно других религиозных организаций, а сама Грузия фактически перестает быть светским государством.

Подобное соглашение, по большому счету, не является уникальным. Практика союза государства с доминирующей на его территории Церковью – вещь в Европе достаточно распространенная и отнюдь не новая. В последнее время подобные союзы стало модно называть конкордатами. Строго говоря, термин этот не вполне корректен. Согласно классическому определению, конкордат – соглашение между ватиканским Престолом и каким-либо правительством о положении Католической Церкви, ее правах и привилегиях и т.п. Первый в истории конкордат был заключен с германским императором Генрихом IV еще в 1122 г., последний – с Италией в 1984 г.

Впрочем, достаточно давно распространено более расширительно понятие конкордата – не связанное непосредственно с Ватиканом и, соответственно, с католичеством (хотя и в рамках христианства). Наиболее известный пример такого рода – союз англиканской Церкви с Объединенным Королевством (хотя, по некоторым данным, католиков в Великобритании уже больше, чем англикан).

Отметим, что подобные формы союза Церкви и государства мы наблюдаем в европейских странах, где развито гражданское общество с богатейшими традициями – что позволяет подобным союзам существовать, не создавая сколько-нибудь значимой напряженности в обществе; эпоха религиозных войн там закончилась несколько столетий назад.

Что касается Грузии, то история ее новейшей государственности насчитывает немногим более десятка лет. И назвать эти годы спокойными никак не получается: страна постоянно находится на грани гражданской войны, зачастую эту грань переходя. При этом слабая государственная власть нередко пытается найти дополнительный ресурс в ксенофобии – как политической, так и религиозной – что едва ли ведет к общественному примирению. Конкордат нужен режиму Шеварднадзе и как дополнительный источник своей легитимности, которая изначально была под большим вопросом (а легитимность Грузинской патриархии, разумеется, мало кто в Грузии ставит под вопрос).

При этом Грузия отнюдь не столь монолитна в этническом и религиозном плане, как, например, соседняя Армения. Весьма вероятно, что уже имеющие место межконфессиональные конфликты (такие, как гонения на Истинно-Православную Церковь) получат с заключением соглашения новый импульс - что нельзя не признать прискорбным.

Любопытный момент – грузинский "конкордат" был заключен спустя примерно неделю после встречи в Москве Патриарха Алексия II с участниками акции "Россия – мой сосед", проходящей по благословению первоиерархов России и Грузии. Учитывая. что во встрече приняли участие не только грузинские религиозные деятели, но и официальные лица (вплоть до вице-спикера парламента), представляется не лишенным логики предположение о том, что эти два события каким-то образом связаны друг с другом (пусть и не напрямую).

Раз уж пошла речь о России, укажем, что разговоры о возможности союза между Церковью (РПЦ МП) и государством муссируются в обществе достаточно регулярно. В каком-то смысле подобный союз, бесспорно, уже имеет место: традиция благословения Патриархом нового президента страны была положена еще на первых выборах главы российского государства.

В случае с российской и – шире – восточной традицией термин "конкордат" представляется совсем неуместным. Здесь куда больше подошло бы известное с Византии понятие "симфония властей". Но назвать нынешнюю Россию христианским государством (Империей) было бы слишком большой натяжкой: россияне слишком неоднородны в этническом и конфессиональном плане, уровень воцерковленности среди "православных по рождению" достаточно низок и не имеет в последние годы тенденции к росту, а именовать демократически избранного светского президента страны Христианским монархом, пожалуй, можно разве что в шутку – а речь идет о вещах совершенно нешуточных.

Грузинский почин вряд ли получит продолжение на постсоветском пространстве. Это, кстати, понимают и многие представители Церкви. В нынешних обстоятельствах подобная форма взаимодействия неполезна, в первую очередь, для самой Церкви (в нашем случае – РПЦ МП) – перспектива утраты внутренней свободы в этом случае достаточно вероятна - и куда как малоприятна. Косвенно об этом говорится и в скандальных (с точки зрения некоторых российских чиновников) "Основах социальной концепции" РПЦ МП…

Иван Драгин,

специально для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования