Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Искупление курицами. Капарот - древний обычай или новая стена вокруг гетто?


В отличие от других красных дней еврейского календаря, начинающийся вечером 12 октября Судный день (Йом Киппур) является, с коммерческой точки зрения, убыточным праздником. В самый святой день еврейского года в Израиле закрываются решительно все магазины, рестораны и туристические центры – даже те, которые открыты по субботам и праздникам. На двадцать пять часов с улиц исчезает практически весь транспорт – не только автобусы государственных компаний, но и частные автомобили, и даже такси, работающие по субботам и праздникам по двойному тарифу.

И лишь для одного сектора израильского хозяйства Судный день, похоже, оборачивается значительной дополнительной прибылью. Этот сектор – израильское куроводство. Вот уже несколько дней в ультра-ортодоксальные районы Иерусалима, Бней-Брака и нескольких других городов грузовиками(!) везут живых кур и петухов, которые будут использованы для традиционного обряда капарот (искупление).

Этот обряд выглядит следующим образом. В тот день, вечером которого должен начаться Йом Кипур, мужчины берут живого петуха, женщины – курицу, и затем крутят птицей над головой, говоря при этом: "Да будет это моим искуплением...". После этого птицу режут и отдают бедным людям или на другую благотворительность.

В последние годы этот обычай неоднократно подвергался критике со стороны организаций, занимающихся защитой животных. По словам активистов этих движений, кур, предназначенных для капарот, содержат в маленьких тесных клетках, где у них нет возможности двигаться. Кроме того, при вращении над головой им, якобы, нередко наносятся различные травмы. (К этому обвинению следует относиться достаточно скептически: как уже было сказано, кур, предназначенных для капарот, затем режут и отдают бедным. Однако если у птицы имеется серьезная травма, то она становится негодной для кошерного убоя. Поэтому во время капарот с курицей стараются, по возможности, обходиться бережно.) Несколько лет назад группа активистов даже совершила рейд в один из религиозных районов, где попыталась "освободить" предназначенных для обряда птиц.

Кроме того, с момента появления еврейского вольнодумства этот обряд стал объектом жесточайшей критики. Для еврейских просветителей капарот стали символом "дикости" и "примитивности" традиционного иудаизма. К примеру, радикальный раввин-реформист Авраам Кон (1807-1848) называл этот обычай "варварским предрассудком, противоречащим основам еврейской религии".

Однако самое интересное заключается в том, что в рядах противников обряда капарот оказались не только просвещенные либералы и защитники животных, но и... многие знаменитые раввины, отнюдь не склонные к вольномыслию. На протяжении веков(!) они прилагали титанические усилия с целью искоренения этого обычая.

Приведем лишь несколько примеров:

Рабби Шломо бен Адрет (Рашба, XIII век): "И обнаружил я во многих городах, что многие придерживались следующего обычая: резать старую курицу в качестве искупления ("капара") за новорожденного мальчика, отрубали курице голову и вешали при входе в дом. И, на мой вгляд, подобная практика есть ничто иное, как "пути аморейские", и потому я запретил все подобные обряды в своей общине. И да смилостивятся над нами Небеса, чтобы не осталось ничего подобного в наших городах".

Рабби Иосиф Каро ("Шулхан арух" XVI век): "A то, что принято накануне Судного дня совершать обряд капарот и резать при этом кур, по одной за каждого сына, и произносить при этом соответствующие отрывки - то надлежит не допускать этого..."

Рабби Элияху, Виленский гаон (XVIII век): "Отменить "обряд капарот" - ибо это нееврейский обычай".

Современные религиозные авторитеты высказывались порой не менее резко. Так, рабби Хаим Давид Галеви называл капарот издевательством над животными, а рабби Пинхас Звихи - и вовсе "обычаем, корни которого в идолопоклонстве".

Однако все усилия этих и других раввинов пошли прахом: традиционные евреи как совершали, так и продолжают совершать капарот. Более того, в последние годы этот обычай, похоже, обретает второе дыхание. Как уже было сказано, перед Судным днем кур в религиозные кварталы везут огромными грузовиками. А все стены домов покрыты плакатами и афишами, с которых десятки(!) различных организаций обещают провести капарот наикошернейшим образом - например, что резать кур будут специально обученные богобоязненные резники, и под непрерывным наблюдением раввинов (некоторые организации так же гарантируют, что "каждая курица будет использована не более одного раза" - видно, находится немало умельцев, которые одной птицей "искупают" целую улицу).

Обряду капарот придается так же огромное воспитательное значение. Воспитанников ультра-ортодоксальных учебных заведений водят на эту церемонию организованно и целыми классами.

Cтремительно растущую популярность капарот никак нельзя приписать исключительно "народной религиозности". Значительная часть описанных выше плакатов украшают подписи наиболее авторитетных ультра-ортодоксальных раввинов. А организацией технической стороны занимаются муниципальные власти религиозных кварталов, которые этим раввинам подконтрольны. Поэтому можно с большой уверенностью сказать, что обычай получил санкцию нынешнего религиозного истэблишмента.

Почему же нынешние раввины столь благосклонны к обычаю, который многие из их предшественников полагали варварством и дикостью? Конечно, можно предположить, что они просто полагаются на авторитет других раввинов прошлого, которые обряд капарот одобряли (к примеру, рабби Моше Иссерлис, автор наиболее авторитетного в европейском иудаизме комментария к "Шулхан Аруху", писал: "Так мы делаем во всех наших странах, и нечего это менять, ибо это древний обычай").

Однако, кажется, дело не только в этом. Сознательно или бессознательно, многие современные раввины поддерживают обряд капарот именно потому, что этот обычай подвергается жесткой критике со стороны "рационалистов", "либералов" и "вольнодумцев". Поступая таким образом, ультра-ортодоксальный мир как бы демонстрирует "городу и миру", что "у советских собственная гордость", и поэтому мнение окружающего мира для них – пустой звук.

Именно этой логикой руководствуются, к примеру, те раввины, которые запрещают носить современную одежду, требуя от своей паствы одеваться по моде восточноевропейского местечка (лапсердак, мужские чулки до колена, особая меховая шапка-штраймл и т. д.). Раввин Алекcадeр Фейгин пишет об этом прямым текстом : "Незнакомые с традицией евреи, впервые оказавшись в традиционном еврейском районе, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по старинной моде. Первый вопрос, который они задают: "Почему?!"

Прежде чем начать исследование гардероба, вспомним одну историю, содержащую тень ответа на этот сакраментальный вопрос. Итак, в середине прошлого века появилась среди евреев небольшая, но агрессивная группка маскилим - "просвещенцев" - идеологов ассимиляции. Первое, что они сделали - сменили традиционную еврейскую одежду на "цивильную", нееврейскую. Один из таких просвещенцев пришел как-то к Ребе Шолом Рокаху из Белз и ехидно так, с подковыркой, спрашивает:
– Ребе, расскажите, во что одевался праотец наш Аврогом (Авраам)?
Из тех вопросов, которые задают не для того, чтобы получить ответ. Тонкий намек: Аврогом-то наверняка не ходил в черном сюртуке! Улыбнулся ребе умнику и ответил:
– Я не знаю, сынок, ходил ли Аврогом Овину в шелковом халате и штраймл. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи – и одевался иначе.

Вот вам, вкратце, вся идеология, стоящая за необычной и анахроничной, на первый взгляд, еврейской одеждой".

Обычай крутить над головой курицу противоречит западной системе ценностей не меньше, чем лапсердак или мужские черты – современной эстетики. Видимо, для многих духовных лидеров этого достаточно для того, чтобы всемерно поддержать этот обычай, невзирая ни на общественное мнение настоящего, ни на позицию известных раввинов прошлого. Ибо таким образом между светским и ультра-ортодоксальным населением строится еще один дополнительный барьер, отделяющий "наших" от "не наших".

Правда, на сегодняшний день количество "не наших" составляет 70-75% еврейского населения Израиля (в диаспоре картина, в лучшем случае, такая же; ав некоторых странах ортодоксы составляют и вовсе ничтожное меньшинство). И многих из них от еврейской традиции отталкивает, прежде всего, "варварский" и "примитивный" характер современного иудаизма. Однако духовных лидеров ультра-ортодоксии это, похоже, не волнует. Судя по всему, в своей деятельности они свято руководствуются словами книги, которой ни один из них не читал: "Много званых, а мало избранных" (Мф 22:14). Поэтому судьба "не своих" евреев если и волнует их, то весьма и весьма опосредованно.

Евгений Левин,
для "Портала–Credo
.Ru".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования