Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Рулевой Зарубежной Руси. Благодаря епископу Григорию (Граббе) РПЦЗ была форпостом Истинного православия. К 10-летию со дня смерти


Исполнилось десять лет со дня смерти епископа Григория (графа Граббе), многолетнего идеолога и администратора Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Эта дата в большинстве юрисдикций православного мира осталась незамеченной, и лишь Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ) почтила память выдающегося иерарха XX века. Да и немудрено. Для РПЦЗ(Л) владыка Григорий (Граббе) – символ старого прошлого, от которого теперь нужно отречься во имя "светлого будущего". Для РПЦЗ(В) и РИПЦ владыка Григорий "неудобен" тем, что поддерживал суздальского епископа Валентина (Русанцова) и РПАЦ, которую они продолжают именовать "суздальским расколом". Для РПАЦ же владыка Григорий – "крестный отец", учитель и наставник, память которого дорога всем верным ее чадам.

Более пятидесяти лет протопресвитер Георгий Граббе стоял у руля РПЦЗ, являясь правой рукой ее первоиерархов Митрополитов Антония, Анастасия и Филарета. Блестящий административный талант, знание канонов Православной Церкви, догматическое чутье, масштаб мысли, умение вести войну сразу на нескольких фронтах, широкий кругозор, способность предсказывать события и управлять ситуацией – все это делало его известным не только в церковной среде, но и в политике. Что особенно важно, владыка Григорий был человеком принципиальным и всегда оценивал факты и ситуации с точки зрения канонов и догматов Церкви. Во многом благодаря ему Зарубежная Церковь в течение полувека возвышалась как бастион, как форпост Истинного Православия, к которому прибегали за помощью как греческие, так и русские истинно-православные христиане. Граббе любили, Граббе боялись, его уважали и перед ним трепетали.

Однако после прихода к власти в 1986 г. четвертого Первоиераха РПЦЗ Митрополита Виталия, когда сам Митрополит стал грубо нарушать каноны и оставался глух к просьбам исправить ошибки, владыка Григорий ушел на покой и оттуда с горечью наблюдал, как церковное управление РПЦЗ постепенно охватывает канонический и идеологический хаос.

Соблюдение канонов и догматов веры является modusvivendi истинно-православных Церквей и отличает их от Церквей "мирового православия", в которых каноны применяются лишь там, где это выгодно. Любая Церковь, сойдя с твердого канонического фундамента на зыбкую почву человеческих эмоций и мудрствований, может легко впасть в погрешности и в вопросах вероучения.

Наставшая неразбериха в церковном управлении, и главное, потеря понимания смысла своей церковной позиции — сохранения РПЦЗ в Истинном Православии и, тем самым, в непримиримом конфликте с экуменистами – логически привела к наблюдаемому ныне процессу поглощения РПЦЗ под омофором Митрополита Лавра Московской патриархией.

Но нельзя не признать, что дело жизни епископа Григория было исполнено: в России была восстановлена законная иерархия Катакомбной Церкви, Высшее церковное управление (ВЦУ) вернулось в Россию. "Я очень надеюсь, что созданное Временное Высшее Церковное Управление совместно с нашим Архиерейским Синодом будет находиться в братском общении и тесном сотрудничестве, работая на общей ниве Христовой для спасения всем нам дорогого русского народа", – писал владыка Григорий епископу Суздальскому Валентину в апреле 1994 г. Однако вскоре владыка Григорий поставил крест на иерархии РПЦЗ, отказавшейся поддерживать гонимую Российскую Церковь и начавшей переговоры с её гонителями. Пути РПЦЗ и РПАЦ разошлись.

Будучи потомком русского философа А.С. Хомякова, епископ Григорий скончался на следующий день после даты смерти своего прадеда – 6 октября. Для РПАЦ ныне особо значима эта годовщина в связи с происходящим в Церкви кризисом управления. Вернуться к неукоснительному соблюдению церковных канонов, несмотря ни на какие церковно-политические обстоятельства или личные амбиции, является ближайшей задачей.

Игумен Феофан (Арескин),
для "Портала–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования