Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Всегда на страже. Израильская борьба против миссионерства: правда и вымыслы


Еврейский Новый год по традиции является в иудаизме временем самоанализа и подведения итогов. Поэтому накануне Новолетия многие еврейские организации публикуют отчеты о проделанной за истекший период времени работе. В этом году сразу несколько информационных агентств опубликовали отчеты, упоминающие организацию под названием "Яд ле-Ахим" ("Рука братьям"): "За уходящий год "Яд ле-Ахим" разоблачила 12 высокопоставленных миссионеров, прибывших в Израиль под видом туристов. По решению соответствующих органов, они были депортированы за пределы страны. Еще 10 миссионерам не дали визу на въезд в Израиль. По решению судебных инстанций, после продолжительной борьбы организации "Яд ле-Ахим", на территории страны были закрыты 18 проповеднических миссионерских центров".

Подобные сообщения о различных антимиссионерских действиях появляются на страницах израильской печати достаточно часто. При этом нередко напоминается об уголовной ответственности за миссионерскую деятельность в иудейской среде. В результате у неискушенного читателя может возникнуть впечатление, что человек, рискнувший проповедовать в Израиле "слово Божие", подвергается едва ли не такой же опасности, как какой-нибудь раввин, которому где-нибудь в средневековой Испании вздумалось обращать народ в иудаизм. Кроме того, поскольку подлинная свобода совести немыслима без свободы проповеди, подобные сообщения вызывают серьезную озабоченность тем, что существует ли свобода совести в Израиле.

Нельзя забывать и о том, что отдельные российские деятели рекомендуют израильский опыт в качестве примера для подражания. И, в частности, предлагают, по примеру Израиля, ограничить деятельность различных "миссионерских" групп уже в России. Все это заставляет более внимательно вглядеться в израильский опыт по борьбе с миссионерами.

Прежде всего, верно ли то, что миссионерская деятельность в Израиле запрещена? Да, верно. Человек, занимающийся обращением израильских граждан в христианство, действительно может быть подвергнут денежному штрафу и даже тюремному заключению.

Однако какая именно деятельность запрещена в Израиле? Многие ошибочно полагают, что в Израиле человек может быть обвинен в миссионерстве просто за проповедь христианства или за распространение христианской литературы. Подобные представления в корне не верны. Согласно израильскому "Положению о наказаниях" (пункт 176), миссионерством, караемым законом, является исключительно попытка убедить человека переменить веру в обмен на деньги или иные материальные блага.

Так что миссионер, раздающий на улицах листовки или проповедующий "слово Божие", ничего противозаконного не совершает. Для того, чтобы попасть под статью, он должен предложить потенциальному ренегату деньги или иные ценности.

Важно отметить, что данный закон не несет никакой антихристианской направленности, и распространяется не только на христианство, но и на все конфессии без исключения. И если какой-либо иудей или мусульманин станет предлагать людям деньги за переход в иную веру, он будет наказан по всей строгости закона. (Тем не менее, поскольку миссионерской деятельностью занимаются в основном христиане, то неудивительно, что жертвами этого закона почти всегда становятся именно они).

Можно так же встретить утверждения, что антимиссионерская деятельность является, чуть ли, не основой израильской государственной политики. Насколько мне известно, это не совсем так.На государственном уровнекакой-либо активной антимиссионерской политики правительство Израиля не ведет. Борьбой с миссионерами занимаются практически исключительно общественные организации, и, прежде всего, упомянутое выше движение "Яд ле-Ахим".

Первоначально целью этого движения, созданного в 1950 году группой религиозных евреев, была помощь в абсорбции новых репатриантов. Однако с течением времени"Яд ле-Ахим" практически полностью переключился на борьбу с христианскими миссионерами.

Арсенал средств, которыми "Яд ле-Ахим" пользуется в своей работе, весьма разнообразен: разъяснительная работа, наглядная агитация, выпуск специальной литературы...Однако одной из основных задач, которые движение ставит перед собой, является судебное преследование запрещенной миссионерской деятельности.

Как нетрудно догадаться, последняя задача не является легкой. В большинстве случаев необходимо доказать не просто миссионерский характер той или иной деятельности, но и ее противозаконный характер – например, факт денежного вознаграждения за перемену веры, или несоответствие деятельности той или иной организации ее заявленным целям. В свою очередь, сами миссионеры тоже стараются осуществлять свою деятельность вдали от посторонних глаз. Поэтому в поисках необходимых доказательств "Яд ле-Ахим" то и дело приходится прибегать к методам, свойственным скорее частному сыскному агентству, нежели религиозной организации.

Отдельные отчеты "Яд ле-Ахим" начинают, в результате, напоминать страницы детективной хроники или авантюрного романа. К примеру, в отчет о "разоблачении" тайного миссионера Ариэлю Климера (в переводе с иврита), говорится: "Представителям "Яд ле-Ахим" удалось раздобыть чудовищные фотографии, на которых Климер, с кипой на голове, крестит евреев в Иордане... Кроме того, на этой неделе представителям Отдела по борьбе с миссионерами при "Яд ле-Ахим" обнаружили удостоверение священника, выданное на имя Климера. Это удостоверение подписано видными миссионерами, чьи имена давно известны сотрудникам "Яд ле-Ахим"..."

О том, какими методами приходится порой добывать подобные "фотографии", автору этих строк рассказала его сотрудница. Одна из ее знакомых, ультра-ортодоксальная еврейка из Бней-Брака, решила устроить засаду на дереве, дабы незаметно нафотографировать искомый компромат. Однако кошерные юбки оказались не слишком удобной одеждой для лазанья по деревьям: в какой-то момент дама рухнула с дерева. После чего нескольким хасидам, стоявшим на стреме, пришлось вместо охоты на миссионеров везти ее в больницу.

Иногда, впрочем, "дистанционного наблюдения" оказывается недостаточно. В этих случаях борцы с миссионерами внедряют в ряды противника своих агентов – обычно специально подготовленных студентов иешив, получивших от раввинов специальное разрешение временно отказаться от религиозного образа жизни. В их задачу входит, изображая потенциального неофита, постепенно втираться в доверие с целью обнаружения искомого компромата.

В свою очередь миссионеры, естественно, стараются вычислить вражеских агентов. Так что в результате в печати периодически появляются следующие коммюнике с фронтов "шпионских войн" (в переводе с иврита): "Миссионерские организации Израиля опубликовали сообщение о разоблачении агента "Яд ле-Ахим"...Представитель "Яд ле-Ахим" в ответ с улыбкой заявил, что ему ничего не известно о разоблачении агента..."

По мнению некоторых наблюдателей, шпионский антураж является, наряду с идеологией, одним из мощнейших стимулов антимиссионерской деятельности израильских ультра-ортодоксов. Ибо жизнь в ультра-ортодоксальном гетто, протекающая по большей части между синагогой, священными текстами и семейным очагом, кажется многим нестерпимо скучной и пресной. Так что "агентурная деятельность" ощутимо помогает активистам "Яд ле-Ахим" поднять уровень адреналина в крови.

Однако было бы неверным утверждать, что израильская борьба с миссионерством ограничивается игрой в "разведчиков и шпионов". В некоторых случаях она принимает формы, весьма проблематичные с точки зрения принципа свободы совести.

Так в 2002 году "Яд ле-Ахим" добился увольнения активиста христианской конгрегации Зеева Берна, преподавателя информатике в одной из школ города Петах-Тиквы. Мотивы увольнения при этом не скрывались. В письме, направленном организацией в муниципалитет Петах-Тиквы, в частности, говорилось (в переводе с иврита):"Зеев Берн является активистом радикальной миссионерской секты"баптистов-реформистов". Работа миссионера в системе образования, где он может легко оказывать влияние на детей и юношество, представляет серьезную проблему. Мы требуем отнестись к данному вопросу со всей серьезностью, и немедленно уволить миссионера Зеева Берн".

После увольнения Берн обратился в суд. Судья постановил, что учитель и его бывший работодатель, муниципалитет Петах-Тиквы, должны прийти к соглашению во внесудебном порядке.

Судя по сообщениям христианских организаций, требование уволить с работы того или иного человека, заподозренного в миссионерской деятельности, является для "Яд ле-Ахим" нормальной практикой. К примеру, представители организации пытались добиться увольнения доктора Виталия Резницкого, врача государственной больницы "Асаф а-Рофе". Однако руководство больницы на поводу у борцов с миссионерами не пошло.

Требование уволить того или иного "миссионера" периодически предъявляются не только государственным, но и частным фирмам. Несколько лет назад автор этих строк обнаружил в городе Бней-Браке плакаты, призывающие бойкотировать продукцию некой фирмы, в которой, якобы, работал некий высокопоставленный миссионер. Через некоторое время появились другие плакаты, оповещающие о прекращении бойкота, в связи с увольнением означенного сотрудника.

Не пренебрегают израильские "охотники за миссионерами" и апелляциями к пресловутому административному ресурсу. К примеру, в ноябре 2004 года несколько раввинов и религиозных политиков направили мэру города Хайфа петицию с требованием не допустить проведения в городе миссионерского конгресса. В частности, авторы письма требовали расторгнуть договор об аренде помещения, заключенный между миссионерами и одним из городских залов.

Кроме того, израильскими политиками от религии периодически предпринимаются попытки пересмотра антимиссионерского законодательства в сторону его ужесточения. Насколько мне известно, последняя подобная попытка была предпринята в 2002 году раввином Моше Гафни, депутатом от ультра-ортодоксальной партии "Дегель а-Тора" ("Знамя Торы"). Согласно предложенному им законопроекту, распространение с помощью электронной почты, факса или иных средств документов, прямо или косвенно призывающих к перемене веры, без предварительного согласия получателя, должно караться тюремным заключением сроком до трех месяцев. Однако в конечном итоге этот "закон против миссионерского спама" даже не был поставлен на голосование.

Интересно, что данный законопроект, помимо ультра-ортодоксов, поддержал так же Томи Лапид, лидер радикальной анти-клерикальной партии "Шинуй". Есть основания полагать, что им двигала не только вражда к христианским миссиям. В последнее время некоторые религиозные организации ведут агрессивную кампанию по привлечению к иудаизму нерелигиозных израильтян. Причем в глазах части светской публики подобная деятельность является чистой воды миссионерством. Так что, будь законопроект раввина Гафни принят, он мог бы оказаться обоюдоострым оружием, направленным как против христианских миссионеров, так и против самих ультра-ортодоксов.

Впрочем, и легальная, и не совсем легальная деятельность "охотников за миссионерами" имеет, в конечном итоге, весьма незначительный эффект. Многочисленные миссионерские организации действуют в Израиле, по большей части, совершенно открыто и не опасаясь властей. К примеру, иерусалимская община "Эммануэль" находится в лютеранской церкви, расположенной в Иерусалиме прямо напротив полицейского участка!

В заключение заметим следующее: миссионерские организации Израиля действуют не в вакууме. Им приходится выдерживать плотную конкуренцию со стороны многочисленных иудейских организаций, несущих "свет Торы" светскому населению Израиля. Если в этой ситуации человек выбирает предложенное миссионером"христианство", это почти всегда означает, что он отвергает предлагаемые ему иудейские модели. В подобных обстоятельствах создание и пропаганда "вариантов" иудаизма, в большей степени отвечающих духовным и интеллектуальным запросам современного человека, помогли бы в противостоянии миссионерской экспансии куда успешней, нежели игры в "шпионов и разведчиков".

"Борьба с миссионерством" должна заключаться, прежде всего, в правильной проповеди собственной религии. Полагаю, именно это следует иметь в виду тем, кто собираетсяиспользовать в своей работе израильский опыт борьбы с миссионерами.

Евгений Левин
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования