Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

От Тверской до Кремля. У протестантов появился свой представитель во власти


У большинства граждан нашей страны нет никакого рецепта борьбы за свои права, но есть один ответ на все беды: "Мы не европейцы, у нас по-другому нельзя". Те, кто осмеливаются вступить в борьбу за демократию, действительно, вступают в тяжелую и затяжную войну с бюрократическим аппаратом, а, в конце концов, и с недемократичным "массовым сознанием". Борцами за свободу совести, то есть русскими европейцами, в 2005 году выступили активисты протестантской церкви "Эммануил", демонстрации которых уже пятый месяц милиция и ОМОН безуспешно разгоняют в самом центре столицы.

22 мая прошел первый митинг на Пушкинской площади, организованный пятидесятнической церковью "Эммануил", на котором епископы и пасторы призывали чиновников соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство. Поводом для демонстрации послужили факты произвола в отношении церкви – на проспекте Вернадского префектура практически отобрала у общины участок земли под строительство Духовно-культурного центра, а в Солнцево чиновники не дают разрешения на реконструкцию Дома культуры, купленного церковью для молитвенных нужд.

Как отмечал в ходе многочисленных митингов старший пастор церкви "Эммануил" Александр Пуршага, члены общины вложили в землю, проектные работы и в будущий Дом молитвы свои собственные средства, а их попытались в одночасье лишить всего. Каждую неделю, начиная с мая, пятидесятники пикетируют мэрию. Многие верующие уже побывали в отделениях милиции, проводили там ночи, приговаривались к административным арестам и штрафам, а пастор Александр Пуршага объявлял голодовку в знак протеста против арестов членов общины. Во время сентябрьских пикетов милиция открыто угрожала пятидесятникам, молившимся и певшим гимны напротив мэрии на Тверской, уголовным преследованием. Произошло это после того, как группа гастарбайтеров под наблюдением сотрудников милиции напала на одного из пикетчиков с плакатом: "Мэр Лужков, побойтесь Бога – не будьте грабителем протестантской церкви!" В ходе одного из последних разгонов пикета - 3 октября - было задержано 12 церковных активистов, которые предстанут перед мировыми судьями Тверского районного суда так же, как и многие другие христиане из "Эммануила", которых задерживали с июня по октябрь.

Пятидесятникам удалось пробить бюрократическую стену – чиновники согласились выслушать лидеров церкви "Эммануил", несмотря на то, что и Александр Пуршага, и многие другие служители церквей, поддерживавших столичных верующих (к примеру, пастор из Петербурга Илья Астафьев), резко критиковали представителей власти, как врагов демократии и нарушителей закона. "Человеческим" лицом московской власти для церкви "Эммануил" стал вице-мэр Михаил Мень. В начале июня Михаил Мень обсудил сложившуюся ситуацию вокруг земли и Дома молитвы церкви "Эммануил" со столичным градоначальником Юрием Лужковым и тот дал указание разобраться с проблемами верующих. Однако это указание мэра выполнено не было, и пятидесятники объявили о начале борьбы с опасным вирусом под названием "Чиновничий беспредел" в ходе ежедневных индивидуальных пикетов на Тверской. Неизвестно, что еще мог бы сделать Михаил Мень для пятидесятников, но в конце сентября появился слух, растиражированный прокремлевским телевидением, что М. Меня отправят губернатором в Ивановскую область, и церковь "Эммануил" вскоре лишится своего "заступника".

Однако именно неприступность столичных бюрократов заставила лидеров церкви "Эммануил" искать правды выше – у президента России. Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) епископ Сергей Ряховский 1 июня, после заседания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, проинформировал о проблемах церкви и о незаконном задержании участников митинга главу президентской администрации Дмитрия Медведева, попросив поставить в известность об этом конфликте президента В.В. Путина. А 30 сентября Сергей Ряховский оказался в списках предложенных президентом членов Общественной палаты РФ, где лидер РОСХВЕ стал, по сути, представителем протестантского сообщества России.

Сергей Ряховский – единственный член Общественной палаты, который критически высказывался о политике властей, прежде всего, религиозной, называя ее политикой "кнута и пряника". Благодаря деятельности С. Ряховского, открытые обращения протестантов к властям стали нормой церковной жизни. К примеру, глава РОСХВЕ регулярно встречается с представителями региональных администраций, обсуждая с ними проблемы поместных церквей.

Одна из таких встреч в Перми во многом способствовала разрешению конфликта вокруг церкви "Новая Жизнь" – под давлением представителей Пермской епархии РПЦ МП у общины был фактически отобран Дом культуры, где церковь собиралась разместить свой культурный и духовный центр. В результате вмешательства Сергея Ряховского и активной общественной позиции лидеров церкви "Новая Жизнь" пятидесятникам было предоставлено другое здание взамен отобранного.

18 апреля Ряховский потребовал от генпрокурора Владимира Устинова разобраться с захватом и разгромом офиса Удмуртской епархии христиан веры евангельской (пятидесятников) "Дело веры" в Ижевске. Данное обращение было поддержано "Союзом правых сил" (СПС) в рамках специального заявления президиума Политсовета СПС о беззакониях, которые творят власти в Ижевске.

В этой связи несколько неожиданно прозвучало заявление правления РОСХВЕ от 26 сентября, в котором говорится: "В последнее время отдельные религиозные деятели в России, в том числе и в рамках евангельского движения, поддались соблазну решать различные вопросы политическими методами. Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) считает это абсолютно неприемлемым". Это явный намек на ситуацию с церковью "Эммануил". Не считает ли правление РОСХВЕ любой пикет или митинг "политическими методами"? Тогда к этим методам можно отнести и голодовки верующих, в том числе пятидесятников, в советских тюрьмах и лагерях, куда их бросали за активность и твердость в христианской вере, и открытое письмо православных священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана Патриарху Алексию I (Симанскому) и архиереям РПЦ МП, сорокалетняя годовщина которого как раз исполняется в октябре этого года, и акты гражданского неповиновения, которыми афроамериканцы в шестидесятые годы добивались своих гражданских прав, и многое другое.

Среди многочисленных дел о нарушениях прав евангельских верующих в России дело церкви "Эммануил" является наиболее ярким примером проявления гражданской христианской позиции. При этом, защищая демократические ценности и, прежде всего, свое право собираться в своем Доме молитвы и совершать богослужения, пятидесятники уже почти прошли путь от понимания того, что есть "плохие" чиновники, до осознания несправедливости авторитарной власти в целом. Развивают политическое сознание членов протестантских церквей сами чиновники, которые осуществляют дискриминацию неправославных верующих по всей стране в целях "укрепления духовной безопасности". Кроме того, представители властных структур в регионах и в столице справедливо опасаются активизации общественно-политической деятельности протестантов – от баптистов и евангельских христиан до пятидесятников. Причина в том, что члены евангельских Церквей, в отличие от многих других граждан, воспринимают демократию не как недоступный русскому человеку "мир без проблем", а как наилучший способ добиться своей правды и свободы.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования