Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Альтернативный иудаизм. Депортация раввина Гольдшмидта как новый этап иудейских войн в России


Пограничная служба московского аэропорта Домодедово 27 сентября утром не впустила на территорию России раввина московской Большой хоральной синагоги, главного раввина Москвы, главу раввинатского суда России Пинхаса Гольдшмидта, прибывшего из Израиля. Из аэропорта раввин был отправлен обратно.

"Когда я прилетел из Израиля, меня сначала задержали на границе при проверке документов, а потом пришел начальник смены и сказал, что моя виза аннулирована и меня депортируют", – рассказал П. Гольдшмидт. При этом, по словам раввина, он не получил от российских пограничников "никаких объяснений, никакой мотивации". П. Гольдшмидт добавил, что его российская виза была действительна до августа 2006 года.

Оперативнее других отреагировал на эту новость ученик р. Гольдшмидта, раввин Авром Шмулевич из Хеврона. В заявлении, опубликованном буквально через несколько часов после депортации, в частности, говорится: "Однако можно заметить тревожное ухудшение отношения российских властей и политиков к представителям иудейской конфессии. Если "Письмо 500", затем превратившееся в "Письмо 5000", было отчасти инспирировано маргинальными силами российской политики (хотя и при негласной поддержке заместителя главы Администрации Президента), то в данном случае мы видим уже открытое давление и вмешательство в дела еврейской общины.

Движение "Беад Арцейну" постарается установить, известно ли о факте высылки раввина лично Президенту РФ В.В.Путину, и каково его отношение к действиям спецслужб. Однако мы не можем не отметить, что наметилась весьма тревожная тенденция, и события начинают напоминать действия германских спецслужб после прихода Гитлера к власти".

В 30-е годы прошлого века спецслужбы фашистской Германии действительно практиковали депортацию раввинов в качестве одного из средств давления на еврейские общины Рейха. Среди высланных из страны оказался, в частности, франкфуртский раввин Яков Хоффман, лидер религиозных сионистов Германии. Однако, в отличии от раввина Шмулевича, я бы не стал спешить с утверждением, что инцидент с Гольдшмидтом является свидетельством "германизации" нынешнего российского режима. Ибо весьма многие полагают, что нынешний скандал может иметь совершенно еврейское происхождениее. А именно – длящееся уже много лет противостояние двух "главных" раввинов России, Берла Лазара и Адольфа Шаевича .

Благодаря Дине Рубиной и ее роману "Синдикат" о противостоянии двух "главных" российских раввинов известно достаточно широко (в романе участники этой драмы выведены под именами Залман Козлоброд и Манфред Колотушкин. Поэтому ограничимся лишь кратким напоминанием о том, с чего, собственно, начался этот раскол в стане российской иудейской ортодоксии.

Истоки этого противостояния восходят еще к временам первой предвыборной кампании Путина. Тогдашний главный раввин России, Адольф Соломонович Шаевич был тесно связан с возглавляемым Гусинским Российским Еврейским Конгрессом (РЕК). Поэтому неудивительно, что он поддержал блок Лужкова-Примакова и даже позволил себе несколько выпадов против Бориса Березовского, который тогда был еще не политэмигрантом, но напротив, одним из основных спонсоров путинской команды.

Поддержав лужковский блок, раввин Шаевич явно поставил не на ту лошадь. Расплата последовала достаточно быстро. Вскоре после путинской победы было принято решение "назначить новую вдову Владимиру Ильичу Ленину".

В противовес Конгрессу еврейских религиозных общин и организаций в России (КЕРООР), по версии которого Адольф Шаевичем признается главным раввином России, было быстренько создано альтернативное объединение – Федерации еврейских общин России (ФЕОР), которая избрала собственного главного раввина - хабадника Берла Лазара.

А. Шаевич и его сторонники пробовали протестовать. Естественно, безрезультатно, поскольку Б. Лазар был выбран не только марионеточной "федерацией", но и, прежде всего, новой российской властью. Так что отныне на всех протокольных мероприятиях именно он фигурировал в качестве официального лидера российских иудеев.

Судя по всему, Берл Лазар прекрасно понимал, кому он обязан избранием на столь высокий пост. Поэтому с первого дня он неустанно демонстрирует свою близость к нынешней власти и, прежде всего, лично к президенту Путину. Новый главный раввин России включен в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, а так же вошел в Межрелигиозный совет России. В свою очередь, в сентябре 2000 г. Владимир Путин присутствовал на открытии Общинного еврейского центра в Марьиной Роще.

В какой-то момент раввин и президент даже повесили друг другу по ордену. Берл Лазар по поручению израильского президента вручил Путину медаль "Спасение". А несколько ранее Путин наградил раввина орденом "Дружбы", который, по иронии судьбы, выглядит как православный храм Василия Блаженного. Помимо этого, раввин удостоился еще двух российских орденов: "Петра Первого" и "Минина и Пожарского".

Судя по всему, выросший в Милане раввин-орденоносец достаточно неплохо освоился во властных структурах России. По крайней мере, свой сорокалетний юбилей Берл Лазар отметил в лучших номенклатурных традициях.

Однако близость к властным структурам дала Берлу Лазару не только возможность фотографироваться с президентом и устраивать пышные банкеты, но и нечто более важное – возможность использовать в своих целях пресловутый "административный ресурс". И, судя по всему, эту возможность орденоносный раввин использует весьма охотно и примерно в тех же целях, что и нынешняя российская власть – для установления контроля над всеми существующими ресурсами и структурами.

В этом смысле весьма показательным является скандал, разразившийся зимой этого года вокруг синагоги в московском районе Отрадное. Поскольку "Портал–Credo.Ru" в свое время освещал эту историю достаточно подробно, напомним лишь основные детали: общине "Даркей Шалом", возглавляемой раввином Довидом Карповым, был предъявлен ультиматум: или войти в ФЕОР, или покинуть здание синагоги. При этом, по свидетельству очевидцев, сторонники Б. Лазара позволяли себе выходки, которые трудно характеризовать допустимыми в печати словами:

Вернувшись после Пурима из лазаровской Марьиной Рощи в состоянии крайнего удивления, знакомые рассказывали, как местная молодёжь пела и плясала, крича: "Долой Карпова! Долой гэбиста и бабника!" Такой вот достойный Пурима "революционный подъём"!

Московская хоральная синагога, расположенная в центре Москвы и прекрасно "раскрученная" в России и за границей, является гораздо более лакомым куском, нежели маленькая и мало известная синагога в Отрадном. Однако раввин Гольдшмидт, стоявший во главе этой синагоги, до последнего момента "сохранял верность" своему коллеге Адольфу Шаевичу.

До недавнего времени представители ФЕОР отвечали на это тем, что делали вид, будто крупнейшей московской синагоги вовсе не существует. К примеру, в выпущенном ФEОР еврейском календаре на 2004-05 гг. Москву представляет не Хоральная синагога, но синагога на Поклонной горе. Однако нынешняя история с депортацией П. Гольдшмидта показывает, что, возможно, сторонники Лазара переходят к новой тактике – активному наступлению, целью которого является "захват" главной синагоги России.

В этой ситуации достаточно понятно, почему в качестве мишени был выбран именно П. Гольдшмидт. Бывший советский "казенный" раввин Адольф Соломонович Шаевич не пользуется в иудаистском мире серьезным религиозным авторитетом. Напротив, Пинхас Гольдшмидт, получивший религиозное образование в известных ортодоксальных иешивах, имеет в раввинских кругах определенный вес. Поэтому его удаление, вне всякого сомнения, существенно ослабило бы позиции А. Шаевича и его общины.

В свое время российские власти уже не раз использовали визовую политику в качестве инструмента давления на неугодные религиозные структуры. В частности, глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич неоднократно жаловался на то, что католическим священникам-иностранцам, работающим в России, не дают или не продлевают въездные визы.

В случае с католиками мало кто сомневался, что визовая политика властей прямо или косвенно связана с просьбами определенных религиозных структур, стремящихся таким образом избавиться от нежелательных конкурентов. Многие полагают, что и в данном случае "проверенное оружие" было использовано, исходя из тех же соображений. С той лишь разницей, что рука, которая это "оружие" направляла, была на этот раз не православной, но иудейской.

Разумеется, пока нет никаких доказательств причастности Берла Лазара или его окружения к депортации раввина Пинхаса Гольдшмидта. Однако ответ "кому это выгодно" в данном случае настолько очевиден, что, Б. Лазару потребуются очень большие усилия, чтобы доказать свою непричастность к этой истории.

К настоящему моменту к ряд еврейских организаций уже высказали свою обеспокоенность по поводу случившегося. Однако ФЕОР и лично раввин Берл Лазар продолжают хранить молчание. Не думаю, что в нынешней ситуации это является правильной информационной политикой.

Михаил Гольцберг,
для "Портала–Credo
.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования