Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Торжество соборности: из года в год, из века в век


Живая традиция соборности, то есть равноправного участия всех верных чад Церкви в обсуждении и принятии важнейших решений по вопросам церковного вероучения или канонической практики, не прерывалась в Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) даже в "застойные годы". Освященные Соборы этой Церкви (аналогичные Поместным Соборам в РПЦ МП, но даже более широкие по составу участников) проводились два-три раза в год на Рогожском кладбище без особых шума и помпы.

Освященный Собор – не единственная форма современной древлеправославной соборности. По составу участников и по кругу обсуждаемых проблем от него мало чем отличается "Малый Собор", или Совет митрополии. Однако, Освященный Собор считается более авторитетным, поэтому многие вопросы, не разрешенные на Советах митрополии, "доводятся до ума" и готовятся к разрешению на Освященном Соборе.

Полномочными участниками Собора считаются практически все клирики РПСЦ и выборные миряне любого из приходов, а также, разумеется, все архиереи (сейчас их шесть). Старообрядческие Соборы отличаются от Соборов РПЦ МП большей неформальностью, свободой мнений, меньшей заорганизованностью и бюрократией. Так, на многих заседаниях Собора (или Совета) могут присутствовать все желающие из числа верующих РПСЦ, а иногда и оглашенные, и даже не-члены Церкви.

Впрочем, окружающая церковная действительность исподволь влияет на состояние умов рогожских соборян. В последнее время со стороны духовенства стали звучать предложения ограничить присутствие мирян и вообще "невыборных" участников на Соборах. Однако едва ли подобные "реформаторские" идеи найдут поддержку в старообрядческой среде, где традиционно деление на клириков и миряне не было выражено так ярко, как в новообрядчестве. Более того, в XVIII-XIX вв. старообрядческое духовенство (в основном, "беглое") находилось в сильной зависимости от общин мирян, которые, собственно, "обращали" это духовенство и договаривались с ним об условиях служения.

К очевидным недостаткам старообрядческих Соборов следует отнести многочисленные выступления не по повестке дня, чем, по свидетельству участников Соборов, особенно "увлекается" настоятель Покровского кафедрального собора г. Москвы священнопротоиерей Леонид Гусев. Масса недоразумений возникает после Соборов и из-за того, что на них недостаточно тщательно ведется протокол, да и вообще Соборы проходит в атмосфере некоторой информационной изоляции, которая лишь в последние годы начинает мало-помалу преодолеваться.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования