Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

По образу и подобию. Представители официального православия формируют политическое кредо идеального православного президента России


Государственный статус современной Русской Православной Церкви все больше перестает быть фигурой речи и абстрактным обвинением в адрес иерархов РПЦ МП. Лучшим подтверждением этого является жесткая политическая стратегия идеологов православия, направленная на поддержку существующей власти. Будучи дальновидными политиками, представители Московской патриархии уже приступили к подготовке президентской кампании 2008 года. Тем более, что старт кампании был дан 14 сентября – публике стал известен первый кандидат в президенты – Михаил Касьянов. Следующим главой государства, по традиции, заведенной после 2000 года, будет "преемник" Владимира Путина, так как нынешний президент отказывается избираться на третий срок, в соответствии с действующей сейчас Конституцией РФ. По этой причине для представителей РПЦ МП важно показать власти, какими чертами должен обладать наследник Путина.

В рамках наиболее радикального политического портрета президент (во всех случаях глава государства является православным) предстает, прежде всего, "бойцом", своего рода "солдатом Церкви". Для президента-воина Московская патриархия является то основанием власти, то инструментом, бойцовым пит-булем национального капитализма, которому нынешний президентский лабрадор Кони уступает по многим качествам. В заявлении Союза православных граждан (СПГ) от 8 сентября 2005 года, в частности, подчеркивается, что реализация "нового курса власти на строительство национал-государственного капитализма невозможна без тесного социального союза с Русской Православной Церковью как Институтом, многие века хранящим суверенитет и духовную безопасность России". Более того, по мнению активистов СПГ, Церковь по своей природе является консервативной организацией, "имеющей многовековой опыт борьбы с антигосударственными революциями в России". Естественно, что такая боевая организация, какой, по словам деятелей СПГ, способна стать РПЦ МП, требует беспрепятственного доступа в школы, СМИ, а также "задействования бизнес-сообщества для защиты национально-государственных интересов". В случае предоставления Церкви подобного покровительства верующий президент-воин сможет использовать православную общественность, как "передовой отряд в борьбе с теми, кто посягает на суверенитет России". Союз православных граждан, как отмечается в его заявлении, готов поддержать только такого Путина-бойца.

Более мягкий вариант президентского образа отличается от "бойцовского" лишь нюансами. Это президент - "защитник национальных интересов", под которыми понимается, в том числе и поддержка различных церковных инициатив. Наиболее ярко образ "защитника Православия" рисует глава синодального Отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и вооруженными силами РПЦ МП и духовник прокремлевской партии "Родина" протоиерей Димитрий Смирнов. Выступая вместе с депутатами Госдумы от фракции "Родина" за введение "Основ православной кульутры" (ОПК) в школах, отец Димитрий говорил: "Мы должны "вытащить за уши" наших чиновников, заставить их выполнять требование 84 процентов исповедующего православие населения о прекращении нравственного растления народа и, в частности, о введении ОПК. Кроме того, на следующих выборах необходимо поддерживать ту партию, которая "ставит своим пунктом введение не каких-то там…, а Закона Божия". Согласно мировоззрению о. Димитрия, да и многих других священнослужителей РПЦ МП, русская православная культура является объединяющим началом для всех россиян – мусульман, буддистов, иудеев, даже несмотря на их протесты. Именно поэтому, как неоднократно отмечал протоиерей Димитрий Смирнов, преподавание "Закона Божьего" в школах и даже по телевидению в прайм-тайм – это единственный путь спасения для вымирающей России.

Третий образ православного президента более политкорректен и реалистичен, что, однако, не отменяет всех требований, предъявляемых к президенту, как "бойцу" и "защитнику". Политкорректный образ является скорее прикрытием для агрессивных и амбициозных замыслов официальных церковных кругов. И такое прикрытие или человек-ширма существует на самом деле – это председатель Совета Федерации Сергей Миронов: его принимают за своего многие патриоты, а все остальные не знают, что о нем и сказать, он, наконец, занимает большой пост, но ничего толком не делает и говорит невпопад. Рядом с Мироновым любой политик ощущает себя значительным человеком. Именно спикер верхней палаты парламента стал первым политиком, у которого в начале сентября появилась своя регулярная программа на православном телеканале "Спас". Беседы с лидером партии "Жизнь" С. Мироновым под названием "Политика и жизнь" ведет бывший религиозный журналист Александр Щипков. Приглашение С. Миронова на телеканал "Спас" вполне объяснимо, так как спикер Совета Федерации никогда не делает никаких определенных заявлений, всегда призывая к "добру и гармонии". При этом, Миронов поддерживает нынешний президентский курс на протекционизм в отношении РПЦ МП. По словам С. Миронова, "нельзя игнорировать тот факт, что большинство россиян, как показывают опросы, связывают себя с Русской православной церковью. Понятно, что одни из них чаще бывают в храме, другие - реже. Третьи не участвуют в богослужении, но крещены в православии и выражают высокую степень доверия церкви в качестве общественному институту. Поэтому и государство рассматривает церковь в качестве партнера" (Сергей Миронов: "Остановить экранную пошлость", "Калининградская правда", 11.03.2004, № 46). В одном из интервью С. Миронов с сожалением говорил о том, что некогда существовали лозунги, которые объединяли различные силы общества: "в свое время российская власть успокаивала умы западников и славянофилов простой, но емкой формулой: "православие, самодержавие, народность" (С. Миронов: Нужен работающий вариант Российской государственности, "Полис". № 1(72), 18.02.2003). Третий образ президента-"примирителя", исходя из высказываний С. Миронова, является таким же православным в византийском духе, как и два предыдущих, но представляет собой вариант "тихого омута".

Открытая поддержка национал-православного капитализма, выступления на стороне партии "Родина" или партии "Жизни" говорят о том, что Московская патриархия не боится выражать свои политические амбиции. Более того, считая себя монополистом в этой сфере, РПЦ МП осуждает другие религиозные организации в тех редких случаях, когда они делают политические заявления. К сознанию общества РПЦ МП стремится пробиться только через власть, президента и православных чиновников, а поэтому патриархия не видит никаких возможностей для демократического развития России.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования