Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Уроки американского 11 сентября 2001 – для России сентября 2005. Исламофобия, охватившая мир и Россию, провоцируется иногда и самими мусульманами


В этом году символически значимая для новейшей истории дата 11 сентября 2001 г. пришлась на выходной день – воскресенье, и потому не нашла своего комментария дня. Впрочем, это нетрудно поправить, и в среду, и не только потому, что этот день – рабочий, но также и в связи с тем, что расхожей стала такая фраза: "Мир после 11 сентября" – как символ некой эпохи, в которую будто бы вступило человечество. Эпохи, пока непонятно до конца какой, может быть войны, а может быть диалога цивилизаций, но очевидно, что эпохи новой…

Оглядываясь в сентябре 2005 года на сентябрь года 2001, можно сформулировать, что мир в целом сделал за это время два шага, обусловленные нью-йоркской трагедией. Первый шаг – резкий всплеск интереса к исламу, когда с полок книжных магазинов во многих странах буквально сметалась литература по исламу и мусульманской культуре. Последовал и второй шаг – интерес сменился в конечном итоге хронической и прочно установившейся в большинстве стран исламофобией, ставшей сегодня определяющей тенденцией общественного мнения. И понятно почему. Потому что за Нью-Йорком последовали Афганистан и Ирак, Беслан, Мадрид, Лондон. И в этом контексте очень сложно объяснить любому, в том числе и западному, обывателю, что все это не ислам. Ведь носители террора позиционируют свою связь именно с этой религией, а религия, как известно, воспринимается не столько рассудком, сколько подсознанием и эмоциями.

Но оставим целый мир и обратимся к России, которая, как известно, хоть и часть человеческой цивилизации, но у неё, как всегда, "особенная стать". Чем эхо 11 сентября 2001 года, откликнулось в России сентября 2005 года?

Во-первых, исламофобией, еще большей, чем на Западе. И это потому, что за это время был не только далекий Нью-Йорк, но также и Москва (взрывы, "Норд-Ост"), Беслан, и два Ту-154, взорванные в воздухе. Помножим это на доминирующую в российском общественном сознании парадигму: "Понаехали тут, ч…опые". Это, кстати, придает российской исламофобии даже больший запас прочности, чем подобному явлению в других странах. А многочисленные ритуально-показательные акции в формате "архиерей-муфтий", где красиво рассуждается о евразийском единении православия и ислама, заставляют вспомнить фразу, недоброй памяти дедушки Ленина: "…страшно далеки они от народа"

Вот пример квинтэссенции российской исламофобии. Буквально за последнюю неделю состоялось аж несколько презентаций откровенно ксенофобского труда писательницы Елены Кудиновой "Мечеть Парижской богоматери". Причем одна из них не где-нибудь, а в Издательском совете Московской патриархии. Автор этих строк книги г-жи Кудиновой не читал, но скажу… Потому, что удалось прочитать небольшой, но достаточно красноречивый отрывок, опубликованный в Интернете. Пока можно охарактеризовать написанное, как неадекватно панический евроцентризм. Ну, а мечети Парижской Богоматери быть по определению не может, ибо мусульмане чтут благородную Мариам как чудесным образом зачавшую пророка Ису, пророка-человека, но отнюдь не Бога…

Но сегодня также с новой энергией появляется фактор, который всегда активно подпитывал и подпитывает исламофобию в России. И этот фактор – взаимоотношения между двумя ведущими мусульманскими структурами страны – Советом Муфтиев России (СМР) (Равиль Гайнутдин) и Центральным Духовным управлением мусульман (ЦДУМ) (раньше муфтий Толгат Таджуддин, а ныне со всей очевидностью Магомед-Гали Хузин). Как известно, несколько месяцев назад была инициирована мусульманами мысль (не без благословения Старой площади) о том, что у нас слишком много муфтиев, и надо бы для России оставить одного, главного. Мысль хорошая, только на начало сентября 2005 мы имеем острую дискуссию том, глава какого из объединений – ЦДУМ или СМР – будет этим "амым главным". Причем дискуссия это первоначально напоминающая интеллектуальный бокс, в дальнейшем все более стал отдавать сварой двух торговок на одесском Привозе. В дискуссии использовались такие классические доводы, как "сам дурак", а также взаимные обвинения, типа: какой из двух муфтиятов все подмял под себя и живет на аравийско-ваххабитские деньги.

Видимо только Аллах Всевышний рассудит этот спор неславян между собою. Только заметим, что никаких иных денег, направляемых российским мусульманам, кроме аравийских (саудовских, кувейтских, эмиратских) в эти годы просто не было, и быть не могло – трудно в большинстве других исламских стран со свободными средствами. И еще: по сей день социальная, да и образовательная работа среди мусульман со стороны "официального духовенства" стоит на крайне низком уровне, и ведется либо силами отдельных, обладающих средствами мусульманских энтузиастов, либо зарубежными структурами. Что ж, отечественным имамам некогда – они решают, кто главным будет! И ведь все это факторы, активно подпитывающие исламофобию. Во-первых, при такой ситуации многие мусульмане явно отправятся искать духовной подпитки в неформальные, радикальные структуры, ну а немусульмане посмотрят на все это со стороны и сделают соответствующие выводы… Да и не только немусульмане: такие имамские разборки спровоцируют исламофобию и среди самих мусульман.

Правда есть еще один, пока не до конца ясный фактор в ситуации с мусульманами в России. Это движение "Российское исламское наследие" (РИН), инициированное братьями Джабраиловыми. Оно провозгласило своеобразный прагматическо-технократический подход к решению мусульманской проблемы. В принципе это то, что может практически разрешить "мусульманский вопрос". Но пока РИН остается некой "темной лошадкой", хотя очень вероятно, что может оказаться "deosexmacchina" (Бог из машины), разрубившим внутри и межрелигиозные хитросплетения российских мусульман.

Подождем.

Моисей Литвак,
для "Портала-Credo.Ru".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования