Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Размежевание в Палестине – последняя страница. Синагоги в Газе разделили судьбу еврейских поселений


Уже к концу прошлой недели эвакуация еврейских поселений Газы была практически закончена. Однако еще несколько дней после этого израильская армия оставалась в Газе. Причиной этому послужил спор о судьбе более чем 30 синагог, оставшихся в бывших поселениях.

Справедливости ради стоит отметить, что речь в данном случае шла скорее о бывших синагогах, поскольку все священные предметы – молитвенники, святые книги, молитвенные принадлежности, и, главное, свитки Торы – были вывезены заранее. Так что фактически решалась судьба исключительно "пустых коробок", часть из которых, к тому же, значительно пострадала при насильственной эвакуации жителей поселений.

Тем не менее, большинство религиозных авторитетов иудаизма полагает, что даже в этом случае святость синагоги не исчезает, а потому разрушение синагог является недопустимым. Поэтому, в частности, Верховный раввинат Израиля вынес в свое время решение о недопустимости разрушения синагог в эвакуируемых поселениях.

Впрочем, по понятным причинам идея разрушения синагог силами израильской армии не вдохновляла и многих израильтян, весьма далеких от религии. Правда, в конце минувшей недели Верховный суд Израиля дал формальное разрешение на снос синагог. Однако даже в этом бастионе израильского секуляризма и антиклерикализма решение прошло большинством всего в один голос (четыре против трех). Что же касается израильского правительства, то, хотя изначально именно оно выступило с предложением о разрушении синагог, еще до начала формального голосования как минимум 11 министров, по сообщению газеты Haaretz, заявили о намерении голосовать против. Причем среди них оказались как министры из правой партии Ликуд, так и их коллеги-лейбористы.

Аргументируя свою позицию, сторонники уничтожения синагог Газы настаивали на том, что в противном случае синагоги будут осквернены и уничтожены арабской толпой. Их аргументы звучали тем более убедительно, что подобные прецеденты уже имелись. Так, осенью 2000 года прямо перед телекамерами и в присутствии палестинской полиции была сожжена иешива, устроенная в Шхеме (Наблусе) при гробнице праотца Иосифа. Тогда же была подожжена древняя синагога в Иерихоне.

Дабы не допустить осквернения оставляемых синагог, израильские власти, равно как и отдельные раввины, пытались обращаться к властям Палестинской автономии, требуя от них гарантий неприкосновенности иудейских святынь. Однако до настоящего момента никаких гарантий получено не было. Напротив, палестинские власти практически открыто заяляют, что если синагоги не будут разрушены израильтянами, то это сделают сами арабы.

Однако эти соображения не повлияли на позицию противников разрушения синагог. Как заявил перед голосованием израильский министр обороны Шауля Мофаза, предпочтительнее, чтобы "другие, а не евреи израильские солдаты, взрывали и разрушали синагоги". Другой израильский министр, Сильван Шалом, выразил надежду на то, что палестинское руководство предпримет необходимые меры для предотвращения актов варварства и вандализма в отношении объектов, священных для евреев: "В случае, если этого не произойдет, весь мир увидит, с кем мы имеем дело".

В пользу разрушения синагог высказывались и другие соображения. Выражались опасения, что для части радикально настроенной религиозной молодежи они могут стать центрами нелегального паломничества. Поэтому, как заявил представитель израильского правительства во время слушаний в Верховном Суде, правительство "do not want Jews attempting to return to the buildings in the future" (не хочет, чтобы евреи пытались возвращаться к этим строениям в будущем)

В современной еврейской истории подобные попытки "нелегального паломничества" предпринимались не раз. К примеру, в советские времена КГБ регулярно задерживало хасидов, пробиравшихся в Умань на могилу праведника рабби Нахмана из Брацлава (Умань, будучи приграничным городом, была в те годы закрыта для иностранцев). Правда, в "застенках КГБ" задержанным хасидам угрожала в лучшем случае пара затрещин. Судьба же нелегальных паломников, если они попадут в руки арабов, может оказаться куда трагичней – всем еще памятен суд Линча, учиненный несколько лет назад над двумя израильскими солдатами, по ошибке заехавшими в палестинский город Рамаллу.

B пятидесятые годы ХХ века в Израиле имела место своего рода светская разновидность подобного "экстрим-паломничества" – походы к "Красной скале", т. е. иорданскому городу Петре. Подобные "экспедиции" обычно предпринимались (естественно, самовольно!) бойцами элитных армейских подразделений и считались среди них доказательством подлинной храбрости и "крутости". Поскольку Израиль и Иордания фактически находились в те годы в состоянии войны, то для некоторых участников эти походы закончились трагически.

В религиозно-сионистском лагере по сей день существует определенный комплекс неполноценности в отношении достижений первых сионистов, в массе своей весьма далеких от религии. Многие действия национально-религиозного лагеря являются следствием подсознательного или даже осознанного желания дать "наш ответ" первым героям сионистского эпоса (отсюда, во многом, массовое желание религиозной молодежи служить в боевых частях, в первые годы существования Израиля укомплектованных почти исключительно нерелигиозными бойцами). Поэтому действительно нельзя было исключить, что в определенных кругах оставленные в Газе синагоги могут превратиться в "кошерный" аналог Красной скалы.

Впрочем, как выяснилось в воскресенье, 11 сентября эти аргументы так же не убедили противников разрушения. Так что, в итоге израильское правительство подавляющим большинством голосов решило оставить здания бывших синагог нетронутыми.

Что было дальше, всем хорошо известно. Практически сразу после ухода израильских войск толпа палестинцев проникла на территорию ряда эвакуированных поселений сектора Газы и подожгла оставленные здания синагог в бывших поселениях Мораг, Нецарим, Неве-Дкалим и Кфар-Даром. Судьба остальных зданий также уже известна: председатель палестинской администрации Абу-Мазен опубликовал заявление, в котором сообщил о том, что оставленные здания синагог будут разрушены палестинскими силами безопасности. "Израильтяне вынесли из зданий бывших синагог все религиозные предметы, оставив их пустыми. Поэтому эти здания больше не являются святыми местами", – говорится в заявлении.

Разумеется, уже сейчас в Израиле начались споры о том, насколько верно поступило правительство Израиля, подарив палестинцам подобный "праздник". Однако, на наш взгляд, хорошего решения в данном случае не существовало изначально.

Пожалуй, во всей этой трагической истории для израильтян есть одно слабое утешение – оставленные синагоги не были превращены в мечети, как это испокон веков происходило в городах, захваченных мусульманами силой оружия.

Видимо, вопреки собственной пропаганде, палестинцы прекрасно осознают, что уход Израиля из Газы ни в коей мере не является их "победой".

Евгений Левин,
для "Портала–Credo
.Ru".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования