Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Страшная месть за Гуш Катиф. Ортодоксальные раввины активно эксплуатируют религию в политических целях, рассуждая о причинах обрушившегося на Америку урагана "Катрина"


В последние дни только ленивый не критикует крайне неэффективные действия, предпринятые (вернее, по больше части - не предпринятые) американскими властями для спасения жителей Нового Орлеана. Не остались в стороне и некоторые ортодоксальные раввины, как израильские, так и американские.

Правда, их обвинения, предъявленные Бушу и его администрации, существенно отличались от претензий, предъявленных другими критиками Белого дома. Bто время, как светская публика интересовалась, в основном, почему не было транспорта для эвакуации жителей, или почему спасатели появились так поздно, отдельные раввины решили задаться вопросом куда более глобальным – за что Бог таким образом покарал Америку.

Ответ на этот вопрос недавно озвучил Овадия Йосеф, бывший главный раввин Израиля, ныне же – духовный лидер религиозной партии Шас, представляющей, в основном, евреев восточного происхождения (сефардов):

Бывший лидер сефардской общины Израиля раввин Овадия Йосеф назвал ураган "Катрина" "наказанием Божьим". По его словам, Господь таким образом наказал президента США Джорджа Буша за его поддержку плана вывода израильских войск, сообщается на сайте .russiancleveland.com.

"Это наказание Бушу за Гуш-Катиф", - сказал раввин. "Именно Буш стоял за изгнанием израильтян. Он поощрял Шарона. Поэтому Бог и воздал ему за деяния. Никто не может избежать гнева Божьего".

Правда, Овадия Йосеф был не первым раввином, кому в голову пришла подобная идея. Некоторое время назад с аналогичным заявлением выступил раввин Давид Бацри, известный израильский каббалист. А еще раньше группа израильских и американских раввинов, во главе с Шаломом Довом Вольпе, опубликовала в "Нью-Йорк Таймс" объявление, в котором содержалось предупреждение Джорджу Бушу о неминуемой каре за поддержку программы размежевания. В частности, раввины предостерегали главу Белого дома от необдуманных шагов, в наказание за которые на Америку обрушатся невиданные стихийные бедствия. Однако рав Овадия Йосеф обладает в религиозном и политическом мире Израиля намного большим влиянием и авторитетом, нежели все вышеупомянутые раввины, вместе взятые.

Стоит заметить, что в течение долгого времени рав Йосеф отнюдь не считался в Израиле "ястребом". Так, в 1992 года руководимая им партия Шас оказалась единственной религиозной партией, участвовавшей в правительстве Рабина, которое, как известно, инициировало мирный процесс с палестинскими арабами, согласившись, в частности, передать под их контроль сектор Газа и ряд городов Иудеии и Самарии. Впоследствии Шас входил в правительство Беньямина Нетаньяху, которое так же передало арабам часть контролируемой Израилем территории. Наконец, в 80-е годы рав Йосеф был одним из немногих раввинов, поддерживающих принцип "территории в обмен на мир", в соответствии с которым Израиль вел и ведет переговоры с арабами.

Как нетрудно предположить, слова равина Овадии и его коллег вызвали искреннее недоумение даже у части религиозной публики. Прежде всего, многих поразила та уверенность, с которой раввины назвали причину катастрофы, постигшей Aмерикy. Известно, что даже библейские пророки – Иеремия, Софония и другие – далеко не всегда знали, в наказание за какие именно грехи последовало то или иное бедствие. Неужели современные раввины могут знать о планах Всевышнего больше, чем Его пророки?

Однако даже если допустить, что Бог действительно решил наказать Америку за поддержку программы размежевания, то тогда придется сделать кощунственный вывод, что Он действует по принципу: "Сейчас разберусь как следует – и накажу кого попало". Ибо если кто и изгонял евреев из Газы, то, в последнюю очередь, это были несчастные новоорлеанские негры!

В Писании не раз описываются стихийные бедствия, которые Бог наводил в наказание за те или иные прогрешения. Однако в этом случае речь шла о "точечных ударах" а не о "стрельбе по площадям": наказания обрушивалось именно на тех, кто заслуживал кары, не задевая при этом их соседей.

Вот, например, библейское описание одной из десяти казней, обрушившихся на Египет:

"И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; 2 ибо если ты не захочешь отпустить [народ Мой] и еще будешь удерживать его, 3 то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; и разделит Господь [в то время] между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего [скота] сынов Израилевых не умрет ничего.
И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего.
Фараон послал узнать, и вот, из [всего] скота [сынов] Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа. (Исх. 9:1-7)

Кроме того, в Писании известен по крайней мере один случай, когда Всевышний решил стереть с лица земли целый город. Однако в этом случае Он четко обговорил, приу каком условии Его приговор будет приведен в исполнение:

И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.1 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. (Быт. 18:23-32)

К сожалению, автор настоящего коментария никогда не был в Новом Орлеане. Однако трудно поверить, что жители этого города оказались такими же или даже большими грешниками, нежели жители Содома и Гоморры.

Кроме того, Библия неоднократно подчеркивает, что "жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом" (Быт. 13:13) даже по весьма невысоким стандартам древнего Ханаана. Можно сказать нечто подобное именно про жителей Нового Орлеана? Боюсь, тут скорее будут уместны слова Вольтера, сказанные им в "Поэме о гибели Лиссабона" в связи с разрушительным лиссабонским землетрясением:

Злосчастный Лиссабон преступней был ужели,

Чем Лондон и Париж, что в негах закоснели?

Что же до реакции на заявление р. Йосефа нерелигиозной израильской публики, то она иногда и вовсе не стесняется в выражениях. К примеру, известный пользователь русскоязычного интернета Анатолий Воробей (Avva), назвал раввина Йосефа "выжившим из ума клоуном". С этим высказыванием согласилось большая часть участников обсуждения, в том числе несколько открытых противников программы размежевания. Так что с уверенностью можно сказать, что авторитет ортодоксального иудаизма последние заявления раввинов, мягко говоря, не подняли.

Таким образом, в истории с последним заявлении раввинов Йосефа, Бацри и других, как в капле воды отразились основные проблемы израильского ортодоксального иудаизма: во-первых, неспособность и нежелание разделить "Богово и кесарево", т. е. активная эксплуатация религии в политических целях; а во-вторых, откровенное пренебрежение тем, как выглядит еврейская религия в глазах "невоцерковленной" публики.

Евгений Левин,
для "Портала–Credo
.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования