Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Эхо Ближнего Востока на дальнем Севере. Религиозно-политическое противостояние на Ближнем Востоке вносит сумятицу в умы и дела российских политиков


Происходящее в эти дни на Ближнем Востоке вызывает живой отклик в умах и сердцах многих россиян - от простых обывателей до политических лидеров. Включая и молодых людей, вооруженных битами. Ведь понятно, что нас, россиян, связывает с Ближним Востоком вид самой глубокой духовной связи, потому что большинство из нас - христиане, мусульмане и иудеи.

Но когда становится очевидным, что очередные шаги по замирению не принесли ожидаемого результата и, кажется, только подлили масла в огонь дальнейшего разжигания конфликта, причем подчеркнув его межрелигиозный аспект, эти самые отклики в умах и сердцах приобретают формы нешуточных "гиперсионистских угроз" арабам-мусульманам с одной стороны, и не менее сильных угрожающих жестов с другой стороны конфликта. Причем эти жесты, изображаемые исламскими радикалами, подкрепляются часто не менее внушающими акциями. Позволим себе предположить, что и недавнее зверское избиение студента иешивы в Киеве, пусть на эмоциональном, подсознательном уровне, но было навеяно именно событиями на Ближнем Востоке, с его жестким и именно межрелигиозным противостоянием по принципу: "наш - не наш".

Если мы имеем дело с коллективным неврозом, то его проявления, в принципе, излечимы: амбулаторно (с помощью формирования позитивного и рационального общественного настроя), стационарно (медицинскими средствами), а наиболее запущенные и опасные случаи - пенитенциарно. Главное, чтобы у элиты была ясная и прагматическая линия на перспективу развития, в том числе и религиозно-общественной жизни, и четко установленные приоритеты.

Но приходится признавать, что сегодня у российского истэблишмента такой линии нет, а есть некие судорожно-невротические метания, обусловленные, может быть, и не в последнюю очередь, той ситуацией, которая складывается в межрелигиозной сфере, в отношениях между тремя авраамическими религиями. Понятно, что христиане не понимают иудеев и мусульман, последние - христиан и иудеев; словом, треугольник замыкается. Но и истэблишмент сам запутался в межрелигиозных отношениях, что особенно рельефно проявляется в его отношении к исламу.

Вот президент РФ (и вслед за ним другие официальные лица) хорошо и красиво говорит о приоритетности связей России с исламским миром, причем говорит настолько красиво, что Россию даже принимают в качестве наблюдателя в Организацию Исламская конференция. Одновременно, как в добрые тридцатые, на мусульман обрушиваются репрессии, основанные на обвинениях в "исламском экстремизме и терроризме", а в обществе, не без помощи определенных сил, создается такая атмосфера, при которой быть мусульманином, полностью сохранять свою мусульманскую идентичность, часто опасно для жизни.

В медиа-сфере, традиционно на российские умы сильно влияющей, тоже интересные вещи происходят. Вот, например, широко известный в узких кругах журналист, называющий себя православным, но активно общающийся с мусульманскими радикалами, заявляет о предательстве палестинского народа номенклатурой ФАТХ и ООП, тем самым практически солидаризуясь с силами типа ХАМАС или "Исламский джихад". В нынешнем контексте, это означает серьезный удар по отношениям РФ с Палестиной, да и, возможно, по мирному процессу в целом. Одновременно на государственном радиоканале звучит интервью с лидером ХАМАС, с помощью которого российское радио распространяет призывы к терактам в Израиле. Помните, что было, когда нечто подобное, только уже по отношению к России, ведущей войну в Чечне, прозвучало в эфире одного из американских телеканалов? Правда, по случаю демарша российского радио пишет протесты какой-то раввин, но он хоть главный, да заморский по происхождению. Для него лидер ХАМАС, может, и опасный экстремист, а нам-то что. Но таким образом Россия просто укрепляет политику двойных стандартов, которую сама же и критикует. В дипломатии, особенно современной, очень важна роль правильно сформированного медиа-образа…

Но все-таки не хочется думать, что это интервью - следствие какой-то сознательной политики. Нет, это все-таки тоже следы той шизоидно-истероидной атмосферы в межрелигиозных делах, о которой говорилось выше, на примере "реакции на Ближний Восток". Потому как политика сегодня так не делается.

Моисей Литвак,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования