Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Из «кухни» в большую политику. Несколько слов о сегодняшнем дне и перспективах антисемитизма в России


Реакцию международной общественности на активные проявления антисемитизма в России лучше всего обозначить как сдерживаемое возмущение. Возмущение - вполне понятно. Но почему "сдерживаемое"? Дело, вероятно, в том, что в пику бытующему в нашей обывательской среде мнению о доходящей до идиотизма наивности иноплеменников в восприятии российских реалий, уж такие-то явления, как расизм, они улавливают на раз. А сдержанность в оценках, равно, как и стремление оставлять значительное место для надежды на позитив, это всего лишь такт или, если угодно, дань вежливости.

Однако, эта традиция была в какой-то мере нарушена недавно перепечатанной "Порталом-Credo.Ru" статьей из газеты "The Jerusalem Post" "Еврейские новости становятся российскими новостями". Относительная жесткость публикации израильского издания требует некоторых комментариев. Потому что, оценивая всплеск антисемитизма в России и основываясь на конкретных фактах, автор, как свойственно это иностранным публицистам, неизбежно упускает некоторые нюансы, которые можно заметить только из самой России.

Дело в том, что антисемитизм не "снова набирает силу в России", а будучи всегда присутствующим на бытовом, "кухонном" уровне во всех слоях населения, переходит из устойчивого состояния цисты в разряд методов политической деятельности. Все эти мифические обвинения в ритуальных убийствах и прочих злодеяниях, которыми исполнены антисемитские документы, стары, как мир ‑ наш христианский мир. И прискорбно, что он до сих пор так и не преодолел до конца такого наваждения. Худо и то, что такие акции вызывают "яростную полемику", не зависимо от того, к чему они приурочены ‑ к 60-летию освобождения узников Освенцима или к отлету мухи.

То обстоятельство, что под пресловутым "письмом 500" стоят подписи 20 депутатов Госдумы, недвусмысленно свидетельствует, что антисемитизм неуклонно входит в состав инструментария внутренней политики страны. Как в Палестине или в кадрах Аль-Каеды, что бы там ни говорил о неприглядности этого явления президент Путин. "Неловкое положение", в которое поставило его упомянутое обращение, проблема не россиян, и тем более не евреев. Это проблема президента. Тем более, что он так и не решился однозначно осудить антисемитизм: такие слова, что ему "стыдно за проявления антисемитизма в России", и "никто не имеет права оставаться равнодушным по отношению к антисемитизму, ксенофобии и расовой нетерпимости", можно расценивать как угодно. В том числе и таким образом, что "стыдно, конечно, потому что делать это надо умнее и по-тихому". Или "никто не имеет права оставаться равнодушным к этому, потому что вопрос серьезный, требующий решения". Но какого? Быть может такого, которое предлагает в обсуждении израильской статьи на форуме некий В., советующий традиционное: "Собираетесь, уезжаете на землю обетованную, и в России не будет никакого антисемитизма, ни явного, ни кухонного"? Ведь, можно допустить, что и так.

Проблема же российского общества в том, что оно глубоко больно, и дает все больше оснований к серьезным опасениям международного сообщества в целом. Готовые на любые подлости, но трусливые депутаты - это наше общественное представительство во власти. Скользящий в суждениях по вопросам расизма президент ‑ главный авторитет и "гарант Конституции". Уголовно наказуемое деяние, которым в соответствии с формулировками закона является обращение, содержащее антисемитские (расистские) призывы, – "патриотическая" акция. Заявление генерального прокурора Устинова о необходимости рассмотрения письма как проявления кухонного антисемитизма для того, чтобы "не дать ему выйти за пределы кухни" ‑ расписка надзирающего за исполнением законодательства в стране государственного силового ведомства в неспособности или нежелании обеспечить исполнение норм российского законодательства.

Может быть, в предположении Белковского о том, что громкая антисемитская акция накануне дня памяти узников Освенцима - это козни против Путина, и есть доля истины. Но это ни в коей мере не может служить смягчающим обстоятельством для происхождения и усугубления самой проблемы. В этом плане мысль Радзиховского о том, что идея антисемитизма "импонирует простым людям и может быть использована ФСБ, несмотря на печальный исторический опыт", способна оказаться в условиях современной России пророческой. Это подтверждается громадным количеством фактов, регистрируемых независимыми общественными организациями, ‑ движением "За права человека", Фондом защиты гласности, Московским бюро по правам человека, обществом "Мемориал" и др. А также, немногими из оставшихся независимыми СМИ.

Несмотря на громадное, согласно опросам, количество активных и потенциальных антисемитов в России (их около 30 %), значительная и перспективная часть ее молодого населения относится к проявлениям антисемитизма и великодержавного шовинизма с явным отвращением. В основном, это молодые люди, преимущественно не евреи, в возрасте 20-30 лет, мало интересующиеся политикой, но, несмотря на свою относительную молодость, весьма состоятельные в социальном и материальном плане. Они органически не принимают многих "ценностей" изуродованного старшего поколения, что чревато в ближайшем будущем серьезными социальными конфликтами на идеологической почве. Можно предположить, что какие-то силы, вроде "нашистского" молодежного движения, и встанут на защиту замшелых "идеалов", типа "возрождения великой империи" или обвинения во всех неурядицах в стране евреев, кавказцев и мифического "заокеанского врага". Однако, на фоне вступающего в пору всесторонней зрелости молодого населения всей страны, они будут выглядеть всего лишь бандой шпаны, одиноко кучкующейся под фонарем на глухом перекрестке.

Поэтому, независимо от вызывающей стыд Путина акции оголтелых российских антисемитов, далеко идущей перспективы в России у них, вероятно, нет. Другое дело, какими могут оказаться "издержки" общественного отторжения человеконенавистнической идеи, которые, как свидетельствует история, всегда обрушиваются в основном на ту часть населения, которая вообще не при чем.

Михаил Ситников,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования