Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Медиа-мощи. «Гастроли» мощей как общественно-политическая технология


Постсоветская действительность даровала нам множество такого нового, которое является старым — хорошо забытым, но плохо вспомненным. Таким "новым" явлением российской действительности стали и нынешние обычаи "гастролей" по всей стране зарубежных святынь — сейчас, вот, мощей Георгия Победоносца, полгода назад — преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, еще раньше — великомученика Пантелеимона и апостола Андрея…

Современные транспортные средства и кампании в СМИ резко увеличивают плотность охвата страны такого рода "гастролями", но само-то явление, казалось бы, довольно традиционное — ведь и в прежней России случались иногда посещения святыми мощами (афонские монахи из русского Пантелеимонова монастыря и в XIX веке для сбора пожертвований возили по России мощи великомученика Пантелеимона), а уж совсем часто — крестные ходы по междугородним маршрутам с чтимыми иконами.

Теперь эта традиция возрождается, а если и появилось в ней что-то новое, то хочется сказать, что это только невозможный в XIX веке шум рекламного сопровождения. Но разве это плохо? Разве плохо, если людей, которые теперь смогут приложиться к святыне, будет во много раз больше, чем их могло бы быть в XIX веке?

Нет, это не плохо.

Но, как читатель уже догадывается, мы тут намерены поговорить только о трудностях, связанных с этим новым в нашей жизни явлением.

О трудностях чисто религиозных скажу очень кратко. Они сводятся к тому, что можно назвать эрозией православного почитания святынь, и это не удивительно, если учесть, что это почитание теперь не усваивается естественным образом с детства, в процессе православного воспитания, а формируется в ускоренных, чуть ли не "большевистских" темпах под воздействием моды и СМИ. Ведь в храмах одной только Москвы, не говоря о России в целом, покоится до сих пор огромное количество святых мощей и даже святых, почивающих "в теле" (то есть полностью нетленных). В том числе, имеется много частиц мощей и древних святых, подлинность которых, если и вызывает какие-то сомнений, то никак не большие, чем подлинность тех мощей, которые к нам привозятся. Если наши российские частицы в чем-то уступают "привозным", — так это разве что размерами. Но все эти святыни не только не вызывают широкого интереса в обществе, но даже, пожалуй, меркнут в лучах рекламы, освещающих очередные "гастроли". Таким образом, православное почитание святынь всё более попадает в зависимость от рекламы в СМИ. С религиозной точки зрения, ничего хорошего в этом быть не может, да и вообще ситуация абсурдная.

Но посмотрим на дело с точки зрения общественно-политической.

Сам факт наличия "трудностей" чисто религиозного порядка показывает, что это дело — нынешние "гастроли" мощей — не такое уж чисто религиозное. Религиозность его отрицать не приходится, но и о другом, вполне светском его аспекте, подумать следует.

"Гастроли" мощей и чтимых икон теперь являются едва ли не единственным способом проявить церковное влияние на широкие слои населения. Пасхальные службы в этом качестве не "сработали", предвыборная агитация архиереев оказалась еще менее удачным почином… Но вот собрать толпу ради мощей — это как раз теперь новая и удачная технология церковной работы с массами.

Разумеется, эта работа, сама по себе, никакой политической нагрузки не несет. Но это все-таки технология, и именно такая, которая сможет получить такую нагрузку в любой момент.

Именно поэтому советская власть так бдительно относилась ко всяким местам паломничеств (понятно, что ничего, подобного "гастролям" святынь, она и вовсе не допускала). Поэтому же современные технологии подготовки всяких общественных политических выступлений начинаются с заблаговременной организации масс под какими угодно предлогами. Смысл этой технологии заключается в том, что, сам по себе, механизм работы сети для организации масс не особенно зависит от того, какие именно сигналы по этой сети передаются. Если сегодня передаются одни сигналы (и, скажем, сама сеть была сконструирована именно для их передачи), то завтра можно передать и другие.

Всё это вовсе не означает, что "гастроли" святынь — это опасное для нашего общества явление. Явление это может быть, в общественно-политическом отношении, как раз очень полезным. Но это такое явление, которое требует соблюдения определенной техники безопасности, и проследить за ее соблюдением должно именно государство.

РПЦ МП не может нести ответственность за управление рычагами общественно-политического влияния. Она для этого не приспособлена. Она не несет ответственности за государство и его безопасность. Такая техника в ее руках — это все равно, что сложная и опасная техника в руках младенца. Вот и используется такой мощнейший инструмент - для достижения крайне примитивных целей: "сбора пожертвований" и мелкой коммерции вокруг святыни.

Практически мы хотим порекомендовать следующее: государственные чиновники не должны считать подобные явления делом внутрицерковным. Это дело не только церковное и религиозное, но и государственное и политическое. Оно имеет вполне светский и очень важный аспект. Поэтому и контролировать его должно государство. Контролировать формально или неформально, но, главное, последовательно и профессионально.

Игумен Григорий,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования