Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Своё", "чужое" и правильное


На проходящей в Москве и Сергиевом Посаде конференции "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования", организованной под эгидой Георгия Полтавченко, известного своим покровительством православию в его официальных и отчасти даже брутальных формах.

Собравшиеся на конференции полпреды клялись в верности идее православного светского образования. Виктор Казанцев заявил, что без религиозного воспитания российской власти не удастся вернуть россиянам утраченное во время перестройки чувство патриотизма. Организатор высказался предельно ясно: В основу образования должны быть положены нравственность и духовность, а также традиционный образ жизни, благодаря которому Россия стала великой державой. По мнению полпреда, все эти беды произошли из-за того, что люди утратили традиционные ценности. Сберегли их лишь представители четырех религий: православного христианства, мусульманства, буддизма и иудаизма. Они, по мысли полпреда, являются основой нравственности, гарантией стабильности и примирения россиян.

Полтавченко в афористичной форме высказал главный идеологической постулат текущей религиозной политики (в той степени, в которой она существет): "какой смысл насаждать чужое, когда у нас есть свое?", заявил он, отвечая на вопрос – почему бы не ввести в школах и основы католической культуры, наряду с основами культуры православной.Действительно — исторической России без Православия не было бы, или была бы какая-то другая, совсем непохожая на нынешнюю. Однако оценивать религии по принципу "свой", "чужой", сколь бы не казалось это привлекательным на первый взгляд, по сути рисковано. Ведь то, что "своё" для русского, может оказаться (или казаться) "чужим" для татарина или украинца, и они не менее интенсивно будут вытеснять как "чужое" то, что для русского является своим. И это вытеснение чужих продолжается на всем пространстве СНГ весьма активно. Из России Ватикан срочно перевел в Австрию апостольского нунция Георга Цура, видимо в ожидании того, что ему тоже аннулируют визу. Зато на Украине, Филарет Денисенко, "патриарх Киевский" и лидер "Нашей Украины" Виктор Ющенко, ходящие путями Бандеры, не хотят видеть на Украинской земле другого "чужого" — патриарха Алексия II, хотя против визита Иоанна Павла II ничего не имели.

Но самое страшное не это, а то, что на постсоветском пространстве настало "время разбрасывать камни". В последние годы СМИ России и стран СНГ были переполнены восторженными репортажами о восстановлении и возрождении храмов, светские и религиозные чиновники всех уровней старались скорее отрапортовать о выполнении и перевыполнении планов по строительству и реставрации монастырей, соборов, церквей и часовен. И вот, появилась новая тенденция - храмы начали не только восстанавливать, но и разрушать. В августе белорусские власти разрушили храм Белорусской Автокефальной Церкви в поселке пограничный. В начале октября возбужденная толпа сторонников официальной Церкви Грузии разрушила строящийся храм грузинской ИПЦ. Половину этой энергии в военных бы целях – и российско грузинский конфликт рассосался бы сам собой — никаких боевиков в Грузии впрямь не было бы. И те и другие "альтернативные" православные пострадали потому, что "чужие", не такие "как все". Но понятие "чужих" оказывается растяжимым. В Набережных Челнах в Татарстане "чужими" оказались представители официальной Православной Церкви, возбужденная толпа националистов разрушила православную часовню, а муфтии, хотя и осуждают "экстремизм", но говорят о том, что православным не стоит сооружать свои символы рядом с мусульманскими. Начинается отсчет жестокого соревнования между количеством восстановленных и построенных "своих" храмов, и разрушенных и оскверненных "чужих"...

Деление на "своих" и "чужих" в религиозной политике оказывается не только недостаточным, но и опасным. При всей неоднозначности фигуры Сергея Кириенко, мнение этого полпреда по вопросу о религиозном влиянии на светское образование представляется более взвешенным. Кириенко предлагает подходить к религии не как к дворовым группировкам, а как к мощному фактору, формирующему мировоззрение и общественное сознание. "Государству не может быть все равно, на каком мировоззрении строиться духовная жизнь общества, а это значит, что можно говорить о зоне совместных полномочий, совместного ведения государства и Церкви, в первую очередь в сфере образования". По Кириенко, роль религиозного образования в формировании правильного мировоззрения членов общества, и тут религиозный человек не может с этим не согласиться.

Интересен и предлагаемый Кириенко метод: "в России необходимо внедрить государственный стандарт теологии, как для светских, так и для конфессиональных образовательных учреждений". Стандарты по теологии (то есть центру религиозного мировоззрения) были бы важны, поскольку государство наконец-то попыталось бы разобраться в сути того, чему учат религии, во что действительно верить Православная Церковь, а что есть суеверные представления о Ней вчерашних атеистов. Другими словами — зашел бы разговор "по сути" вещей, и, при таком подходе, государственые чиновники, решившие докопаться до того — "как же оно все-таки на самом деле", сделали бы для себя немало интересных открытий. Но вот только — произойдет ли такое докапывание на самом деле? Есть все основания опасаться, что в реальности это закончится государственным оформлением умеренно-либеральной и экуменической "официальной" теологии, которая далека и от "интересностей" теологии модернистской, и от святоотеческой ортодоксии. Соответственно и мировоззрение общественное, сформированное на основании таких стандартов, будет в религиозном отношении теплохладным, то есть, если пользоваться образностью Апокалипсиса, вызывающим у Бога, прошу прощения, рвоту


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования