Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Сионизм и Религия. Последние события на Святой Земле заставили по-новому осмыслить эти ранее привычные понятия


События последних дней в Израиле, опровергнувшие тезис Александра Гинзбурга-Галича о том, что "от Курил и до Карпат еврей еврею друг и брат", заставили серьезно задуматься о содержании ключевых для еврейского сознания понятий - расхожих, обиходных, но до конца так и не раскрытых. Например, сионизм. Что это - очередной "изм", обозначенный в одной из советских пропагандистских книг 1960-х как "фашизм под голубой звездой", или нечто совсем иное?

Для любого религиозного еврея, вне зависимости от того, "ортодокс" он, "консерватор" или "прогрессист", некое священное триединство составляют Бог, Тора и Израиль (Земля Обетованная). Поэтому всякий верующий иудей не может не быть сионистом, уже в силу того, что сакральность земли Израиля - часть его исповедания.

Но, как водится, людям свойственно все превращать в крайности. И этой крайностью стало отношение к еврейскому государству среди самих евреев. В частности, в сионистском движении возникло обособленное течение, подчеркивающее именно религиозную идентичность как главный критерий еврейства. Было даже объявлено о создании партии религиозных сионистов. Идея интересная, но далеко не новая.

Так называемый религиозный сионизм связан с именем раввина Шмуэля Могилевера (1824-1898), который после погромов 1881 года пришел к выводу, что евреи, бегущие из России, должны обосноваться в Палестине. Раввин Могилевер отстаивал идею о том, что будущее еврейское государственное образование в Палестине должно будет базироваться на принципах Торы. Именно эти положения легли в основу религиозного сионистского движения "Мизрахи", которое вело упорную борьбу со "светским сионизмом", пропагандируя идею о том, что еврейское государство может создать только Мессия. Кстати, именно движение "Мизрахи" ставит себе в заслугу, что шаббат в Израиле являются официальным днем отдыха.

Здесь можно также вспомнить имя раввина Авраама Ицхака Кука (1865-1935), который критиковал Международную сионистскую организацию за то, что она занималась только "светскими" нуждами евреев. По мнению раввина Кука, возвращение евреев на свою историческую родину было "атхальта-ди геула’", что означает "Начало мессианского освобождения". Заметим только, что это "начало", да и все "мессианское освобождение", суть не только действия Машиаха, но и самого еврейского народа. Как говорил в интервью "Порталу-Credo.Ru" почти год назад  авторитетный раввин Адин Штайнзальц, национальное и религиозное начало, особенно через идею Машиаха, сливаются в еврействе вплоть до полной неразличимости.

А вот еще одно еврейское религиозное, но при этом строго "антисионистское" образование - ультраортодоксальное движение "Нетурей карта" ("Стражи Града" - в переводе с иврита). Одна из существующих 23 хасидских группировок, не очень массовая и популярная. Ее руководство в лице раввина Давида Вайса полагает, в политическом плане, что им лучше было бы жить под иорданским правлением, а в религиозном, что евреи Талмуда (закона, кодифицированного и собранного людьми позже, нежели ниспосланное Священное Писание) - это не евреи Торы, то есть Священного Писания.

Из всего сказанного видно, что и в сионистском движении имелись и имеются силы, готовые присвоить себе монополию на религиозное понимание сионизма, притом что сионизм как таковой религиозен по определению. Из-за этого деления неделимого - противопоставления религиозного и нерелигиозного в еврейской среде - мы имеем сейчас то, что имеем. Еврейское государство, бьющееся в конвульсиях политических передряг, не определившееся в своем отношении к религии с самого момента своего образования (хотя именно в израильском случае, как ни в каком другом, надо определяться по отношению к религии) и сейчас во многом расхлебывающее кашу этой неопределенности. Еще имеется преклонных лет генерал, он же премьер-министр, делающий то, что в его силах, - не больше и не меньше.

Израиль - безусловно, еврейское государство. Но поскольку на его территории находятся святыни не только иудаизма, но также и других мировых религий – христианства и ислама, все, что здесь происходит, имеет отнюдь не "местечковое", но общечеловеческое значение. Кстати, на иврите и на арабском "религия" определяется как "установление закона Божия" ("дин"). А корень "салам" ("шалом"), лежащий в основе также и самоназвания мусульманской религии, означает мир и покорность Богу...

Валерий Емельянов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования