Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Греко-католики берут Киев. Что изменилось в политике Ватикана на восточнославянском фронте и как это отзовется в России?


Наконец, Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ) приняла решение о реализации того плана, который был ею официально принят еще в ноябре 2004 года, — о перенесении своей главной епископской кафедры из Львова в Киев.

Решение абсолютно естественное, хотя, по очевидным причинам, неисполнимое ни в условиях дореволюционной России, ни в условиях СССР. УКГЦ возводит свою историю к Крещению Руси при князе Владимире и поэтому считает своей колыбелью Киев. Согласно представлениям украинских греко-католиков, разрыв Киевской митрополии с Римом — это неприятный, хотя и затянувшийся на несколько столетий эпизод, который был завершен благодаря Брестской унии 1596 года.

На постсоветской Украине уже не оставалось препятствий со стороны светских властей к перенесению кафедры главы УКГЦ в Киев. Но тут и выступили на поверхность церковно-политической жизни препятствия совсем иного рода.

Главным препятствием, как это ни странно, выступил сам Папа Римский — тогда им был Иоанн Павел II. Многолетние переговоры главы греко-католиков, кардинала Гузара, с Папским Престолом не приводили ни к чему: никто в Папской курии не решался сформулировать официальный отказ — поскольку требования греко-католиков, с католической точки зрения, выглядели вполне обоснованно, — но никто и не давал согласия. Конфиденциальные переговоры из года в год буксовали на стадии "ни да, ни нет".

Тогда во Львове решились на более радикальные меры. Вспомнив о том, что местоположение кафедры главы УГКЦ, согласно ее уставу, определяется самой же УГКЦ и не требует официального утверждения Папой Римским, в ноябре 2004 года был собран съезд УГКЦ, принявший, наконец, официальное решение о перенесении кафедры митрополита из Львова в Киев.

Папская курия не могла на это ничего возразить официально, и поэтому официально она промолчала. Но неофициально она действовала достаточно эффективно для того, чтобы при жизни Иоанна Павла II никаких реальных действий по перенесению кафедры УГКЦ в Киев предпринято не было.

Только при новом Папе, Бенедикте XVI, воз сдвинулся с места.

Что за этим кроется для церковно-государственных отношений, причем, не только на Украине, но и в России.

А кроется за этим многое. Ни для кого не секрет, что за отношением Ватикана к греко-католикам, которое только на первый взгляд кажется нелогичным, стоит на самом деле страх слишком сильно испортить отношения с РПЦ МП. Эти отношения то и дело становятся для Ватикана ценностью большей, чем отношения со значительной частью своей собственной паствы. Положение греко-католиков на Украине, а еще более — положение русских католиков в России — поразительно напоминает положение российских приходов РПЦЗ (Русской Православной Церкви Заграницей): в том и другом случае их собственное церковное начальство ценит больше, чем их, дружбу с их гонителями.

Хочется надеяться, что при новом Папе такое положение для греко-католиков (а также, возможно, и для русских католиков) уйдет в прошлое.

Но чем так уж привлекательна для Ватикана РПЦ МП — или, выражаясь более честно, почему там так боялись ее разгневать?

История Католической Церкви в России за последние 10 лет дает достаточно ясные ответы. В наиболее четкой форме эти ответы давались через российский МИД, который неожиданно отказывал в визах и даже высылал из страны (из России, разумеется; на Украине таких историй быть не могло) католических епископов и священников.

У католиков в России есть довольно большая паства из поляков и других национальных меньшинств, на окормлении которой сосредоточены в России все силы Ватикана. Ватикан очень боится трудностей в пастырской работе, которые РПЦ МП, действуя под прикрытием российских светских властей, успешно создает ему в ответ на всякие попытки "прозелитизма". "Прозелитизмом" в официальной риторике РПЦ МП называется то, что в официальной терминологии Римско-Католической Церкви называется "апостолатом" — то есть проповедь учения своей Церкви.

При Папе Иоанне Павле II РКЦ если и не де юре, то де факто согласилась с концепцией РПЦ МП об этнической обусловленности принадлежности к той или иной религии ("в какой вере родился - в той и умри"). Согласно этой концепции, все русские должны считаться паствой РПЦ МП, а РКЦ, таким образом, может претендовать только на поляков, часть немцев (да и то не слишком "обрусевших" для того, чтобы "под прикрытием" своей номинальной национальности начать на самом деле создавать некий аутентичный русский католицизм)... Конечно, такая концепция не имеет никаких оснований ни в христианском учении вообще, ни в официальном учении Римско-Католической Церкви.

А зачем такая концепция понадобилась самой РПЦ МП?

Ответ очевиден: в условиях, когда "верующих всерьез" — единицы, единственный способ добиться политического влияния в государстве — это зачислять к себе "в актив" всех подряд, крещеных и некрещеных, главное - родившихся в этой стране и в "этой культуре". Поэтому для РПЦ МП опасен даже сам принцип какого-либо "не автоматического" способа вычисления численности ее паствы. Принципиальное допущение того, что русские и православные по своей культурной традиции могут становиться членами других религиозных организаций, — это для РПЦ МП удар по самым основаниям того, как она позиционирует себя в современном Российском государстве.

На Украине, где действуют еще две крупных религиозных организации православного вероисповедания (Киевский патриархат и Украинская Православная Автокефальная Церковь), позиционировать себя подобным образом ей в последние годы не удавалось, и, в этом отношении, перенесение кафедры греко-католического митрополита в Киев ничего не изменит. Но это на Украине оно ничего особенно не изменит. А вот в России — изменит и очень даже.

Наличие в Киеве католического митрополита станет символическим и торжественным попранием тех этнических границ, вдоль которых РПЦ МП пытается выстроить свое размежевание с другими религиями.

Несомненно, что это окажет, особенно в долгосрочной перспективе и при наличии давления со стороны Ватикана, некоторое влияние и на российских государственных чиновников. Даже чисто психологически, им станет труднее идти на такие инциденты, как, например, не столь давняя высылка из России католического епископа Ежи Мазура.

А российским католикам пора будет поставить вопрос о визите в Россию самого Папы Римского — с пастырским визитом к ним и с официальным визитом к главе Российского государства, но без оглядки на позицию РПЦ МП.

А для всех остальных, кто не принадлежит ни к католикам, ни к лоббистам светского политического влияния РПЦ МП, это даст оздоровление общего климата церковно-государственных отношений в России.

Мы, граждане Российского государства, должны требовать от своих государственных чиновников всех уровней, до президента включительно, чтобы они строили религиозную политику государства в соответствии с интересами государственными и светскими, а не в соответствии с корпоративными интересами РПЦ МП.

Поэтому пожелаем кардиналу Любомиру Гузару скорейшего и благополучного переезда в Киев.

Игумен Григорий,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования