Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Старообрядцы вышли из игры. С кончиной Митрополита Андриана может закончиться "эпоха сближения" РПСЦ с РПЦ МП


Безвременный уход предстоятеля РПСЦ Митрополита Андриана (Четвергова), вероятно, поставил точку в кратковременном, но активном диалоге между старообрядцами и Московской патриархией. Пока неясно, кто будет следующим предстоятелем старообрядческой Церкви, однако столь же открытых к диалогу архиереев в белокриницкой среде не осталось. Новый Митрополит будет консерватором, так как иного выбора у Освященного Собора РПСЦ не будет.

Церковное руководство никониан в лице Патриарха Алексия II и главы Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла (Гундяева) начало дипломатическую игру со старообрядческой Церковью сразу после избрания Митрополита Андриана. Главной целью игры было предотвращения появления в качестве РПСЦ динамичной и авторитетной "альтернативной" Церкви. С одной стороны, на Архиерейском Соборе РПЦ МП осенью 2004 года было заявлено о готовности наладить контакт со старообрядчеством. Для этой цели была создана синодальная комиссия по диалогу со старообрядцами. С другой стороны, архиереи Московской патриархии на первое место в работе созданной комиссии поставили проблему развития единоверия, для чего каждому епископу РПЦ МП было предложено представить отчет о находящихся в его ведении единоверческих приходах. Помимо этого, с весны-лета 2005 года началось празднование юбилея Патриарха Никона, в особенности, на его родине и месте служения - в республике Мордовия и в Нижегородской области (одном из центров российского старообрядчества, между прочим). Разрекламированные местными епархиями торжества вызвали резкое сопротивление со стороны старообрядцев Приволжья, по крайней мере, самарских и нижегородских, которые восприняли ту помпезность, с которой епархии восхваляли личность Никона, как бестактную и небратскую акцию.

Политика Митрополита Андриана отличалась искренним стремлением сделать старообрядчество энергичным действующим лицом в религиозной жизни России. По существу, в мировоззрении Андриана и его сторонников не было ничего либерального, так как они стремились на равных вести диалог с Московской патриархией, не уступая никонианам ни в чем. Андриан даже жалел членов патриаршей Церкви за их столь далекое отступление от веры, что у них нет воли вернуться к истокам. Парадоксальная мысль Андриана заключалась в том, что "теоретически, преодоление раскола возможно". В то же время Митрополит подчеркивал, отвечая на вопросы журналистов 22 февраля 2005 года в Москве на конференции "Старообрядчество: история, культура, современность", что иерархи РПЦ МП находятся в затруднительном положении. По словам Андриана, "наши требования понятны и однозначны, а признать, что ими была совершена ошибка, и отменить все - это им, я думаю, не по силам".

Сложность положения Андриана заключалась в противоречиях, которые раздирают само старообрядчество. Суждения Митрополита об увиденной им церковной жизни нынешних старообрядцев больно били по самолюбию именно традиционных старообрядцев. На Соборе РПСЦ, проходившем в октябре 2004 года, Андриан отмечал: "Старообрядцы пока еще не привыкли проявлять свою духовную активность во внешнем мире, удовлетворяясь тем, что государство наконец-то оставило их в покое и предоставило возможность заниматься своими проблемами. Однако очевидно, что такие настроения ведут к самоизоляции, ослаблению и вырождению".

Слова Митрополита об открытости и возможности общения с никонианами вызывали резко отрицательную реакцию в среде консервативных старообрядцев. Даже если об этом и не говорится вслух – в глазах старообрядцев Московская патриархия является частью антихристовой советской системы, сохранившей себя только благодаря многочисленным отступлениям от веры.

Более открытые старообрядцы, ставшие осознанно или неосознанно сторонниками позиции Митрополита Андриана, скорее подвигали руководство старообрядческой Церкви к слишком радикальным действиям. Некоторые из неофитов, обращенных в 90-е гг., хотели диалога с никонианами, часто несмотря на их греховность и лукавство.

Священноначалию Русской Православной Старообрядческой Церкви при Митрополите Андриане пришлось разрываться между крайними консерваторами и "младостарообрядчеством", а также искать поддержки у никонианских епископов, с которыми часто встречался в последнее время Митрополит Андриан. Глава РПСЦ, безусловно, хотел показать, что диалог с РПЦ МП может обладать хоть каким-то смыслом, может быть глубоким богословским осмыслением исторических ошибок. Одновременно с этим, частичное налаживание подобного диалога вызывало все большие подозрения со стороны традиционных старообрядцев. Более того, втягивание Митрополита Андриана в этот процесс "сотрудничества" с Московской патриархией позволяло митрополиту Кириллу все больше и больше шантажировать старообрядцев не только агрессией единоверия, но и легкими возможностями получения дореволюционной собственности и спонсорской помощи на реставрацию нищих старообрядческих церквей. О таких подковерных договоренностях свидетельствует выделение мэрией Москвы средств на реставрацию комплекса старообрядческих храмов на Рогожском кладбище, которое произошло только после того, как "добро" на это дала Московская патриархия и лично митрополит Кирилл (Гундяев). Лоббистские способности бесспорны, и для части старообрядцев они были реальным основанием диалога и возможности вернуть старообрядчеству часть его былого благосостояния.

Полтора года правления Митрополита Андриана показали, что у РПСЦ есть исторический иммунитет к мирским искушениям и к компромиссам с "антихристовой церковью", то есть с Московской патриархией. Интеллигенция вливается в старообрядческие приходы и без помощи никонианской Церкви. В то же время идейных споров и размежеваний в старообрядческой среде не избежать. После первых заявлений о возможности сближения с РПЦ МП Митрополит Андриан ощутил внутреннее сопротивление в Церкви. Любой новый глава старообрядческой Церкви будет в еще большей мере ощущать на себе давление консерватизма, который, в отличие от легендарного старообрядческого купечества, обладает все той же незыблемой силой, что и в добрые старые времена.

Роман Лункин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования