Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Полтора года накануне Вечности. Краткое первосвятительство Митрополита Андриана во многом изменило внешний "имидж" старообрядчества


О почивших принято говорить "либо хорошо, либо ничего". О покойном Митрополите Андриане есть что сказать… Начнем с того, что он был избран на первосвятительский престол в Москве всенародно, при самом активном участии широкой церковной общественности, что, безусловно, восстановило лучшие и древние традиции церковные (можно вспомнить, к примеру, избрание святителя Амвросия Медиоланского).

Покойный (нелегко употреблять это слово в отношении преставившегося владыки) Митрополит отличался большой церковно-общественной активностью. Он был удивительно живым человеком в лучшем смысле этого слова. Его живо интересовали все церковные дела, духовные чаяния старообрядческой молодежи, последствия злодейских терактов, например, в Беслане, судьбы русского населения Прибалтики и очень многое другое. Спору нет, он был человеком своего времени - позднесоветской эпохи – и, быть может, не всегда и не со всем в его суждениях и делах можно было вполне согласиться. Но мы считаем, что не прав уважаемый автор сообщения в "Коммерсанте" Павел Коробов, когда утверждает, что почивший был, прежде всего, выразителем чаяний реформаторов - так называемой либеральной партии. Мы не относим себя к либералам и, тем более, к реформаторам, но довольно много из того, что пытался осуществить или осуществлял владыка, не было чуждо нам. При нем весьма оживилась проповедническая деятельность, так называемая "внешняя миссия" РПСЦ, были решительно подавлены все попытки вбить клин между многочисленными новообращенными (прозванными в некоторых патриархийных кругах "младостарообрядцами") и потомственными староверами. Владыка Андриан, хотя и родился в известной старообрядческой семье, вошел активно в церковную жизнь, будучи уже зрелым человеком, поэтому он с большим вниманием и радушием относился к любому приходящему в Церковь. Можно согласиться с замечанием Сергея Вургафта, что усопший был поистине "архиереем XXIII века".

Он действительно придавал большое значение внешнему "имиджу" Московской митрополии и РПСЦ в целом. Отсюда его многочисленные встречи с полпредами, губернаторами, общественными деятелями, а также с архиереями господствующего исповедания (РПЦ МП). Причем, встречаясь с последними, ему приходилось нередко иметь дело не только с лояльными к староверию епископами (как Иустиниан Приднестровский или Ионафан Херсонский), не только с неоднозначными, но тактичными людьми (как Кирилл (Гундяев)), но и такими твердокаменными борцами с "расколом" и поклонниками Патриарха Никона, как Георгий, епископ Нижегородский. Даже при встречах с такими лицами покойный Митрополит ухитрялся не допустить нетактичности, не сорваться на ответную грубость.

Конечно, многие из этих встреч вызывали соблазн, а некоторые, быть может, были просто не нужны, что в последний месяц своей земной жизни вынужден был признать и сам Митрополит. Но, тем не менее, и это характеризует его как динамичного и живого человека и деятеля.

Большое внимание почивший владыка Андриан уделял информационной политике и вопросам образования, причем не только полемике (с нововерием и сектантством), но и академической науке. Он живо и с большим искренним интересом просматривал краеведческую периодику, и даже научные издания, постоянно общался с Е. Юхименко, В. Осиповым, В. Волковым и другими учеными, изучающими старообрядчество.

Нельзя забывать, что покойный владыка был человеком очень слабого здоровья, хроническим сердечником, но, несмотря на это, он постоянно, когда только мог, служил, строго по уставу постился, совершал архиерейские поездки, иногда достаточно продолжительные, посещал различные общественные мероприятия, научные конференции и музеи. Буквально за неделю до свой блаженной кончины он, например, посетил известный московский музей-заповедник Коломенское. Экскурсию проводил известный краевед В. Козлов.

Безвременная смерть Митрополита Андриана, как бы кто к нему ни относился, ставит земную старообрядческую Церковь в сложное положение. Местоблюстителем избран архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), старейший по возрасту и хиротонии священнослужитель РПСЦ. Однако будет ли избран он новым Митрополитом? Дело в том, что владыка Иоанн так же, как и покойный Митрополит, не обладает крепким здоровьем и, кроме того, имеет весьма почтенный возраст. Спору нет, это авторитетный архиерей, рукоположенный в священный сан еще покойным Архиепископом Флавианом (Слесаревым). Но довольно ли будет этого для избрания его Митрополитом?

Несомненно, большую активность накануне выборов проявят сторонники владыки Зосимы (Еремеева), ныне епископа Донского и Кавказского. На его стороне амбиции, приверженность сравнительно небольшой, но активной группы сторонников и "связка" с протоиереем Елисеем Елисеевым, имеющим большое влияние в Сибири и на Дальнем Востоке. Но у большинства старообрядцев еще свежи в памяти скандалы, связанные с уходом епископа Зосимы из юрисдикции РПСЦ, и неизменно сложные отношения этого иерарха с паствой.

Некоторые преимущества по давности хиротонии мог бы иметь епископ Новосибирский и всей Сибири Силуян (Килин). Но и его последние десятилетия не раз преследовали скандалы, причем иногда достаточно серьезные. Кроме того, он не обладает "харизмой" епископа Зосимы, а на последнем заседании Совета Митрополии был и вовсе запрещен в священнослужении.

На прежнем месте владыки Зосимы в Молдавской епархии ныне епископ Евмений, но и ему явно не хватает яркости и активности Зосимы, а, кроме того, он один из самых младших по епископской хиротонии.

Казалось бы, некоторые шансы на избрание Митрополитом мог бы иметь или даже имеет Саватий (Козко), епископ Киевский и всея Украины. В его епархии около 60 приходов и до полусотни священников. Если представители почти всех украинских приходов проголосуют за его избрание, то это составит едва ли ни половину голосов соборян-выборщиков. Могут найтись сторонники его избрания и среди духовенства других епархий. Но он не слишком известен широкой публике, не всегда отличается достаточной активностью и, кроме того, украинец по происхождению. Те люди, для которых важно происхождение первоиерарха именно из русской староверской семьи, наверняка не будут за него голосовать. Кроме того, он может "притащить с собой" своих украинских помощников, что вряд ли понравится влиятельным духовным лицам в России.

Общую симпатию в старообрядческой среде вызывает, пожалуй, владыка Корнилий, недавно рукоположенный во епископа Казанского и Вятского. Как архиерей он "молод", но за его спиной многолетнее заведование хозяйством общины РПСЦ в г. Орехово-Зуево и многоопытный иерей Леонтий Пименов. Согласимся, что к о. Леонтию Пименову может быть неоднозначное отношение. Но, в любом случае, он является живым свидетелем истории РПСЦ значительной части XX века. Сам владыка Корнилий, хотя из неофитов, но русский и уже весьма давно является активистом РПСЦ. Но все же, он самый младший по хиротонии епископ…

Владыка Герман, временно управляющий Дальневосточной епархией, только что перешел из беглопоповства (Русская Древлеправославная Церковь - РДЦ) в РПСЦ и достаточно молод и как человек, и как архиерей. Кроме того, он происходит из семейских (субэтнос русских Забайкалья), большая часть которых, как известно, беглопоповцы или часовенные. В РДЦ его преследовали постоянные конфликты. В любом случае, трудно ожидать постановки вопроса об избрании Митрополитом епископа Германа, равно как епископов Амвросия, проживающего в германском Аугсбурге, или Евмения. Впрочем, не исключена некоторая возможность того, что иконом Костромской епархии протоиерей Валентин Новожилов, находящийся в постоянной "связке" с архиепископом Иоанном, будет им в ближайшее время пострижен и поставлен во епископа, например, с титулом "Ивановский", еще до Собора. Но вряд ли многие соборяне решатся голосовать за епископа, поставленного буквально накануне выборов.

Таким образом, смерть преосвященнейшего Андриана, Митрополита Московского и всея Руси, показывает, что он был в данный момент своего рода незаменимым лицом, по крайней мере, затруднительно даже подумать о достаточно адекватной его замене в самое ближайшее время.

Трудно даже сказать, будет ли предстоящий Собор внеочередным. Ведь в октябре, после Покрова, должен быть следующий, очередной, Собор, с которым, возможно, и совместят выборы Митрополита.

Кто-то скажет, что "понтификат", первосвятительство почившего владыки было весьма кратким – полтора года. Но мы можем вспомнить, что непродолжительным был и понтификат Папы Иоанна (Ронкалли) XXIII, полностью изменивший лицо Ватикана. Митрополит Амвросий (Попович) пробыл на Белокриницкой кафедре где-то около двух лет, а все остальное время провел в словенской ссылке. Но первосвятительство его явилось началом новой эпохи истории древлеправославия. Подобных примеров можно привести еще немало. Владыка Митрополит был вменяемым, спокойным, открытым человеком. 53 года он жил довольно смиренно и незаметно, но за полтора года первосвятительства стал известен миру и снискал общее уважение. Как и у всех, у него могли быть свои ошибки, но сейчас он предстал иному Суду. Поэтому, прежде всего, хочется почтить его память молитвой. И здесь для нас есть один утешительный знак: владыка преставился накануне памяти иконы святителя Николы Великорецкой, когда начиналась всенощная этому великому святому, в крестном ходе в честь которого участвовал Митрополит. Мы надеемся что за молитв святителя Николы Бог будет милостив к душе усопшего.

Андрей Езеров

"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования