Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Между Египтом и Вифлеемом


Часто в современных дискуссиях о переписи населения почтенные иерархи и простые миряне вспоминают, что Христос, глава и основатель Церкви, освятил-де своим присутствием это "общественно значимое" мероприятие. Однако, обратившись к библейскому рассказу, читатель Евангелия выясняет, что тут все не так уж просто.

Как повествует Евангелие от Луки (2:1–6), Христос будучи еще во чреве Своей Матери, вместе с Иосифом-Обручником побывал в Иудее, в Городе Хлеба (Бет Лехем, собственно значит Дом Хлеба), то есть в Вифлееме:

Бысть же во дни тыя, изыде повеление от кeсаря Августа написaти всю вселeнную. Сие написaние пeрвое бысть владящу Сириею Киринию. И идяху вси написaтися, кождо во свой грaдъ. Взыде же и Иосифъ от Галилeи, изъ грaда Назарeта, во Иудeю, во грaдъ Давидовъ, иже нарицaется Вифлеeмъ, зане быти ему от дому и отeчества давидова, написaтися съ Мариею обручeною ему женою, сyщею непрaздною. Бысть же, егда быста тaмо, исполнишася дние родити ей.

Выходит, что в Вифлием земные родители Спасителя попали по казенной надобности и во исполнение Давидова наследства. Однако, искушенный читатель тут же спросит: а когда же они в Египет бежали? Где волхвы с дарами Спасителю мира и Царю? Где злой Ирод, избивающий младенцев? И где же наконец святое семейство с осликом, известное по многочисленным живописным полотнам "Бегство в Египет"? И вот тут выясняется, что повествование обо всем этом содержится у другого евангелиста, Матфея, писавшего "ко овцам погибшим дома Израилева", то есть первоначально к иудеям. Там (Мф 2:14–23) нет ни малейшего упоминания о переписи. По крайней мере, упоминание о ней никак не вписывается в повествование об исполнении пророчества Иеремии о "детях Рахили".

Таким образом, некоторое прикровенное знание, заключенное в видимом разногласии евагелистов, получает некий отдельный смысл: наше внимание отвлекается от идеи "случайности" и привлекается к идее "обусловленности". Перед нашим взором то законопослушные граждане Империи, то эмигранты, сберегающее высокоценное Достояние для мира по воле Божией, реченной через ангела и волхвов.

Однако для современного человека, для которого Евангелие кажется порой "слишком сложно написанным", неясным остается вопрос, как же относиться к уже начавшейся переписи населения. То Патриарх заполняет бюллетень и говорит о безопасности переписи, то вдруг монахи Санаксарского монастыря призывают к духовному бдению, а комитет по борьбе с ИНН бьет в набат, призывая отказаться от очередной "каталогизации" с помощью информационных технологий, то вдруг монах Троице-Сергиевой ворвется в квартиру сотрудницы переписного пункта в маленьком поселке Московской области. Обнаружив "поганыя" анкеты, благочестивый инок начал разрывать их на клочки. Монахини Троице-Сканова монастыря всем составом отказались участвовать в переписи: их смутили номера на переписных листах. И только пример монахов, готовых прилежно стоять в очереди на пункт переписи успокоил матушек, готовых поборать "диавольскую цифирь".

Пожалуй один аспект заслуживает здесь настояшщего внимания - это отношение христиан к государству. Христос объясняет это в притче о кинсоне: чей портрет на деньгах, которыми мы пользуемся? Кесаря. Значит кесарево надо воздать кесарю, каким бы он ни был. Однако как быть, если портрета нет, императора тоже нет, а власть придержится без санкции свыше. Тут и только тут возможны для христианина варианты. Святой Григорий Богослов говорит: "и Спаситель в перепись раждается" (Речь против Юлиана), знаменуя уважение к богоданному царству и смиренное поведение земных родителей Спасителя как подданных. Но ведь терпели и терпят христиане беззаконную политию, если она выражает желание стать законной.

И выходит, что дело тут не в переписи как таковой. Подобное же брожение умов наблюдалось во время введения ИНН, как средства налоговой идентификации. Иначе говоря, государственные мужи, занимаясь наведением порядка на постсоветском пространстве РФ, хотят поточнее "посчитать головы". А вот каким образом это они будут делать – другой разговор. Набор вопросов об источниках доходов, месте работы и вероисповедании являют подобие анкеты Министерства по налогам и сборам для получения ИНН или уплаты налогов. Трудно отделаться от впечатления, что данные эти будут потом куда-то "направлены для дальнейшей работы".

Боится ли российский гражданин, что его "потянут"? Пожалуй, побаивается, – зачем ему лишние хлопоты? Поэтому и ждать высокой честности в исповедании уровня доходов явно не стоит. А номера с разными штрих-числами уже всем присвоили и так. Для точности учета.

Поэтому и альтернатива – бежать в Египет, сиречь не участвовать в переписи, или идти в Вифлеем, сиречь участвовать, - всерьез не стоит. Тут возможна только одна загвоздка: как можно отдать Кесарю кесарево, если вместо кесаря сидит постсоветский чиновник со штрих-кодом наперевес? Если нельзя, то нельзя и паспортов брать, и деньгами пользоваться, а надо бежать в скиты сибирские. Так что эсхатологию сбрасывать со счетов вроде не совсем получается, но относиться всерьез к переписи как к поверстывании всех в "список антихристов", покамест религиозным людям рановато. Верующий стоит на пути между двух указателей - "в Египет" и "в Вифлеем" - и чешет в затылке. А перепись идет, так что и его посчитают как-нибудь.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования