Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Приход Мессии или О связях Фрейда с еврейской традицией. В чем ошибся главный раввин России?


Душеполезное чтение обычно приходится искать в книгах, а отнюдь не в журналах, газетах и прочих средствах массовой информации. Но бывают исключения. Например, где, кроме газеты под названием "Газета" можно еще прочитать о том, что мир находится в предродовых муках перед пришествием Мессии? Именно эту точку зрения озвучил в вышеупомянутом издании главный раввин России по версии ФЕОР Берл Лазар.

Рава Берла можно понять. Для религиозных людей во все времена, постоянно сопровождающиеся напастями виртуальными и реальными, свойственно видеть последние дни, канун пришествия Мессии и т.п. (в зависимости от религиозной традиции). Трудные дни благополучно проходят, Мессия не появляется, жизнь продолжается. Впрочем, для хасидов, к которым принадлежит и уважаемый раввин, характерно обостренное чувство мессианства. Некоторые из них даже любавичского ребе, своего духовного руководителя, считают Машиахом. Только это еще не означает, что так думают все евреи.

Говоря о конфликтах, которые сотрясали еврейскую общину несколько лет, назад Берл Лазар заявляет: "Сегодня все более менее объединено. Нигде в мире нет такой развивающейся и объединенной общины".

Да, на уровне простых членов общины, как будто "все объединено". Только человека, знающего еврейскую жизнь, не оставляет одна мысль: кто следующий из руководства еврейских общинных организаций подложит руководству другой общинной организации… некошерное животное? "Доброжелатели", подписывающие разные письма 19-50-500-5000-... (и далее - до бесконечности), будут иметь повод сказать: мало того, что все эти евреи экстремисты, так они еще и между собой договориться не могут.

За иллюстрацией этой мысли ходить далеко не надо. В том же интервью раввин Берл Лазар, говоря о так называемом "прогрессивном иудаизме" (представителей которого во время недавнего съезда "прогрессистов" в Москве он принимал), отметил, что раввины "прогрессистов" пока не готовы работать в российской глубинке, а евреи психологически не готовы воспринимать раввинов-женщин, которые практикуются у "прогрессистов".

Все это верно. Равно как и то, что для значительной части современных российских евреев такие понятия как синагога и раввин связаны в лучшем случае с детством их бабушек, но никак с актуальными реалиями их собственной жизни. И еще. Раввин, по определению, означает учитель религии, а им может быть любой образованный в религии человек, в том числе и женщина. Что же касается священнических функций коэна (кагана, кохана), заповеданных в Торе, то их никто женщинам не передавал. Даже в прогрессивном иудаизме.

В этой связи хочется высказать "особое мнение". Наверное, есть смысл представителям еврейских организаций России сесть за круглый стол и рассказать обществу, в том числе и еврейскому, кто они, российские евреи, что проповедуют и чего хотят. Тогда простые "русскоязычные" Абрам и Сара не будут "чесать репу" и думать, к кому им ходить. К тем, или к этим...

И еще одна цитата из интервью рава Лазара: "Что касается учения Фрейда, то оно целиком вышло из еврейства, поэтому Фрейд пошел очень далеко, хотя сам не был верующим. В частности, он многое заимствовал из хасидизма… Там есть понятие комплекса, представления о том, с каким наследием человек рождается…".

Cтоп, машина!

Взгляды австрийского психиатра, выходца из ассимилированной еврейской среды Зигмунда Фрейда основывались, во-первых, на его медицинском образовании, а, во-вторых, на наблюдениях за больными в венских психиатрических клиниках, но никоим образом не на еврейской религиозной традиции. Именно разрыв Фрейда с традицией послужил причиной того, что сын этого ученого стал глубоко ортодоксальным и практикующим иудеем, в пику отцу.

Выводя взгляды Фрейда из еврейства, мы, кстати, должны будем признать, что его утверждение о том, что религия - это всего лишь форма коллективного невроза, религиозно же и обосновано, а все мировое духовное наследие - лишь внешнее выражение коллективного невроза. Какое отношение все это имеет к еврейской религиозной традиции? Да и в хасидизме все-таки главное не понятие комплекса, а понятие глубоко личных отношений со Вс-вышним.

Утверждение о связи научных поисков г-на Фрейда с еврейством вольно или невольно льет воду на мельницу тех, кто утверждает, что эти гиперсексуальные евреи "портят наших женщин". Такие мотивы были очень в ходу в одной европейской стране в тридцатых годах прошлого века…

Валерий Емельянов,

"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования