Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

О задачах христианского государя в нехристианском государстве. Ко дню памяти святой равноапостольной княгини Ольги


Когда одна, ныне почтённая высокой правительственной наградой, популярная личность была в два раза младше, чем теперь, она думала, что всё будет иначе. Тогда она пела:

Я устал быть послом рок-н-ролла
В неритмичной стране.

То есть казалось, что все будет плохо, на самом деле все оказалось хорошо, но это "хорошо" вышло еще хуже, чем первоначальное "плохо". По крайней мере, с той, старой, точки зрения.

Отношения БГ (Бориса Гребенщикова – Ред.) со страной наладились, с рок-н-роллом сохранились, хотя и осложнились, а главное — жизнь, как всегда, доказала, что человек ею не располагает, то есть ею располагает не человек.

Некоторые вещи утомляют до изнеможения — на первых порах. Потом открывается второе дыхание. А кончается всё — и вовсе непредвиденным образом, о чем лучше даже и не думать. Автор процитированной песни — возможно, яркий пример человека, который бы ужаснулся, если бы увидел заранее, в какой форме сбудутся его, с виду, неисполнимые желания.

Это я к тому, что и о перспективах превращения России в "православное государство" лучше не думать. А то ведь, неровён час, и на самом деле превратится, и еще вопрос, что это будет за государство, и, главное, что это будет за православие. А думать надо о задачах практических и о перспективах обозримых, особенно если ты причастен к государственным делам.

Святая благоверная княгиня Российская Ольга, память которой совершается 11 июля по церковному календарю (т. е. 24 июля по нынешнему гражданскому календарю), была послом христианства в нехристианской стране, и при этом она стала в этой стране правителем. Она исполняла долг христианского государя. При этом она не крестила Русь и даже не пыталась это сделать. Она понимала, что среди тех, кому принадлежала на Руси реальная власть, идея христианства непопулярна, и попытка основать на ней государственную идеологию приведет только к краху собственной власти. Примерно по тому же сценарию, который через несколько десятилетий после Ольги разыгрался в Норвегии, когда ее неудачно пытался крестить Ольгин родственник конунг Олав Трюггвасон. Тогда "традиционные ценности", то есть язычество, быстро стали знаменем объединенной оппозиции, которая этого конунга разбила в бою и убила. Как крещение Норвегии при следующем Олаве, Олаве Святом, так и крещение Руси при Владимире произошло лишь тогда, когда власть верховного правителя (конунга или великого князя) утвердилась достаточно прочно вполне светскими методами.

Однако, в современной России такое невозможно. Нынешняя глобализация зашла уже достаточно далеко, чтобы не допустить ни в одной стране слишком резких идеологических сдвигов, идущих с ней вразрез. Даже в Иране после нескольких десятилетий исламской революции теократическому режиму приходится сбавлять обороты и потихоньку возвращаться к международным правилам игры. Но России, понятно, не угрожает такой накал религиозного реформаторства государственной жизни, какого удалось достигнуть в Иране. Так что слова о "православно-полицейском государстве", справедливые в определенном контексте, нам никогда не придется всерьез воспринимать в буквальном смысле.

В современной России мы имеем дело с тупыми попытками местных чиновников забежать вперед паровоза, то есть выступить защитниками РПЦ МП в надежде понравиться вышестоящему начальству. Хорошо бы, чтобы высокое начальство, которое исполняет в данном случае функцию паровоза, успевало давать им гудок погромче, чтобы они вовремя убегали с рельсов. Это, кстати, немаловажная в наше время задача христианского государя — вовремя давать гудок для чиновников: важная и в отношении самих чиновников, и вообще для гражданской стабильности.

Но самая главная задача христианского государя — та, через которую эффективнее всего осуществляется проповедь христианства среди подданных. А эта задача для всех христиан, независимо от профессии, решается одинаково: христианину надо быть максимально полезным для людей именно на своем месте. Поэтому для христианского государя надо быть полезным для собственной страны.

В межгосударственных отношениях вообще нет и не может быть специфически христианских принципов: это отношения социальных структур, а не людей. Недаром Столыпин говорил (это как раз применимо к военной операции Ольги против древлян): "В политике не бывает мести, а бывают только последствия". Главная задача христианского государя в России очевидна: победить в войне.

Итак, что нашему обществу нужно требовать от христианского государя? Строительством многих из демократических институтов мы можем заняться собственными силами, не отвлекая на свои нужды власть, особенно это касается произвола местных чиновников в религиозных делах.

Отношение христианского правителя России к террористам должно напоминать отношение святой княгини Ольги к древлянам. И – ради той же самой цели: государство в лице своих высших чиновников просто обязано думать о молодежи.

Иеромонах Григорий,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования