Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Лойола ХХ века" и правый марш


Имя Хосе-Марии Эскривы де Балагера и при его жизни, и после его смерти вызывало много споров. Еще больше споров вызывала созданная им католическая организация (фактически – орден) для желающих следовать за Христом мирян — Opus Dei. Для некатолических либералов и для влиятельного либерального крыла внутри Католической Церкви Эскрива был обскурантом, фанатиком, фашистом, франкистом, изувером, а Opus Dei — белыми масонами, мафией, тоталитарной сектой, секретной полицией Ватикана. Но критики не могли не признать притягательности личности Эскривы и выдвинутого им учения, а главное — мощи и эффективности его организации, возможности которой поражали воображение конспирологов.

Мифология вокруг могущества Opus Dei пока не только не развеяна, но и укреплена тем фактом, что её основатель прошел при явно благоволящем к "Опусу" папе Иоанне Павле II "сверхскоростную" канонизацию. Всего 10 лет назад Эскрива был провозглашен "блаженным" (предварительная ступень признания святости в Католической Церкви) — и вот уже торжественная канонизация на Площади Святого Петра в присутствии сотен тысяч паломников. Эта канонизация лишний раз подтверждает как справедливость мнения об огромном влиянии Opus Dei в папском окружении и лично на понтифика, вытеснившем вековое могущество ордена иезуитов (в ХХ веке слишком увлекшемся либеральным богословием и "социальным христианством"), так и надежность католического механизма "непогрешимости Папы". Перед решением Иоанна Павла о канонизации Эскривы склонились даже жесточайшие враги Opus Dei, отныне богословские, аскетические и социальные идеи Эскривы становятся частью Священного Предания для всех католиков.

Последнее обстоятельство отчасти означает "смягчение" для общецерковного пользования духа "Опуса". Учение канонизированного святого становится достоянием всей Католической Церкви, которая вольна его интерпретировать в нужном ей духе, который может и не совпадать с практикой самого Opus Dei. Так же ранее было воспринято и "обобщено" учение основателя иезуитского ордена Игнатия Лойолы (которому, на новом этапе истории Католической Церкви, в наибольшей степени соответствует Эскрива), которое при его зарождении казалось многим экзальтированным экстремистским вызовом, а сегодня, спустя столетия, кажется респектабельным даже вполне либеральным католикам. С канонизацией Эскривы католичество подтвердило свою способность вбирать в себя те широкие и влиятельные консервативные движения, которые не раз и не два пробиваются "снизу", чтобы оказать поддержку Папе в борьбе с духом "века сего" и упадком в Католической Церкви. И клюнийское движение, и движение доминиканцев и движение иезуитов, возникшие из попытки быть "ортодоксальней папы в верности ему" становились новой мощной опорой католического социального и религиозного порядка. Похожая судьба и у OpusDei, дающего папству новые силы в сохранении своей властной идентичности и доминирования над разнообразными и, часто, разноверными движениями, пребывающими внутри огромной католической вселенной. Канонизация Эскривы, а значит и окончательное признание дела Opus Dei, как "благословенного", хотя бы в свое истоке (что совсем не гарантирует организацию от перепитий, вроде тех, что пережили иезуиты), — залог того, что и в новом столетии папство, при всех либеральных потрясениях и маневрах "аджорнаменто" сохранит свою идентичность и способность сформировать вокруг себя преданную гвардию.

Одно это уже делает канонизацию Эскривы не рядовым в религиозной жизни всего, не только католического, мира. "Домашние дела" католиков слишком значительны, чтобы не сказываться даже на очень далеких и даже прямо и жестко противостоящих католичеству религиозных сообществах, в частности — на Православии. Еще ни один поврот у католиков не сопровождался "штилем" в православном мире, напротив — он вызывал бурные течения и бури. Католики часто создавали и новые социальные формы, которые приспосабливались Православием, очищаясь от чуждого святоотеческой вере Востока духа.

В чем же "смысл" явления Opus Dei в его общерелигиозном, а нетолько специфически католическом, измерении? Прежде всего в формуле Эскривы, что разделение духовной жизни и светского дела, характерное для современного секуляризованного мира, подходит для шизофреника, но никак не для христианина. С этим утверждением не может не согласиться и православный. Однако в истории Христианства из этого значительно чаще делался вывод об оставлении мирских занятий в пользу духовного делания, нежели о превращении мирского дела в служение, пронизанное духовной задачей и посвященное Церкви. Вторая возможность никогда не отсекалась, присутствовала в святоотеческом Предании, но не артикулировалась в ясное учение, почти устав, как это сделал для католиков-мирян Эскрива.

Ему удалось сделать это потому, что с середины ХХ века наступило время течения, противоположного секуляризационной либерализации, — это духовная милитаризация мировых религий. В исламе она приобрела форму доктрины и практики исламского фундаментализма, с его ориентацию на ранний степной ислам и мусульманскую умму как воинское объединение. В католичестве — форму полутайного мирянского ордена, подчиненного христианским духовным задачам, но не скрывающего стремления к светскому доминированию и лидерству, как к средству для выполнения этих задач. Вокруг Тибетского ламаизма начинает чувствоваться возможность "вызревания" воинственного и экспансивного буддизма. Постоянно возникает эта тема и в православии, угадываются и общие черты православной "религиозной милитраризации" — это эсхатологизм, апокалиптическое восприятие находящегося в "апостасии" мира и ощущение приближения антихриста, и имперский милитаризм, стремление к возрождению православного царства, как последней опоры Христовой Церкви в мире. Православные движения, которые можно подвести под общий знаменатель этих идей — крайне разнородны, раздроблены и часто враждебны друг по отношению к другу, но думать, что этот разброд будет вечным — было бы поспешно. Вряд ли Православие избежит общерелигиозной тенденции возникновения и консолидации наряду с "либеральным", и "алармистски-милитаристского" крыла, далекого, однако, от какого-либо эскапизма и ориентированного на реальный успех своего дела не только в вечности, но и в веке сем.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования