Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Национал-предатели и свободные радикалы. Что обозначают решения Сербской патриархии для православного мира?


К удивлению одних, недоумению других и восхищению третьих Сербская Церковь пошла на жесткое силовое решение македонской проблемы. Архиереи-централисты Амфилохий и Ириней, составляющие самую "про-греческую" фракцию в Печском Синоде, провели-таки решение о том, что Македонская Православная Церковь – не более, чем "сборище ряженых, а их Евхаристия - пища бесов". Взамен сербы хотят утвердить особую про-сербскую (и про-греческую) иерархию в Македонии, "автономную", но подконтрольную Сремским карловцам.

Так сербско-греческая дружба пошла в атаку на "агентов Константинополя". Вероятно, прорыв на сербско-македонском фронте должен выправить равновесие, пошатнувшееся в пользу Константинополя после скандала со снятием с должности Патриарха Иринея. Эта комбинация была победой Патриарха Варфоломея и стоящих за ним сил заокеанской диаспоры. Но вот грянул и "европейский" ответ. Причем, как всегда, при таких действиях, под осколки попали мирные жители. Чем чревато открытие церковной войны на Балканах?

Жесткая реакция на сепаратизм – церковный или политический - есть, вообще говоря, признак силы, а не слабости. Когда в Македонии развивалось движение за политическую и церковную самостоятельность, оно совпадало с развалом и кризисом СРЮ. Тогда Сербская Церковь, которая к тому же переживала косовскую трагедию, не стала педалировать старый церковный спор, возникший еще в 67-ом году. Но теперь иерархи, учившиеся в Греции и сохранившие связи с Элладской Церковью, решили ввести в бой танки.

Возникает вопрос: будет ли "мировая демократическая общественность" и Константинополь как ее часть поддерживать македонский МИД, обвинивший Сербскую Православную Церковь в разжигании межнациональной розни и недружественных жестах? Ведь в похожей ситуации она поддержала албанский сепаратизм в Косове? Но, с другой стороны, там был пресловутый "исламский фактор", а тут дело исключительно в межправославных отношениях. Так что вряд ли опять полетят самолеты НАТО бомбить Белград. Но давление на политиков и правительства будет оказываться, что, скорее всего, приведет к смягчению и изменению позиции Сербской Церкви.

Ведь в основе македонского раскола лежит чисто филетическое обоснование – автономия или независимость нужна Македонии потому, что она не Сербия. Православные македонцы – не сербы, с какой же радости они должны подчиняться соседям? Такие вопросы, поставленные в свое время болгарами перед Вселенским патриархатом, привели к масштабной многолетней схизме, кончившейся, впрочем, победой сепаратизма и легализацией национальной Болгарской Церкви именно как болгароязычной. Позиция сербов, в принципе, не очень отлична, просто они хотят разрешить филетическое обоснование только в применении к иерархии, подконтрольной Белграду.

Причем мы в данном случае не поднимаем вопроса о нравственном облике той или иной иерархии. Их сравнительные качества ничего не значат для данного вопроса. А поскольку обоснование автономии или даже автокефалии македонской Церкви было проведено в рамках сомнительной доктрины и как таковое не подвергается решению на основании православных церковных канонов, то вопрос сводится только к "признанию иерархии". Если отрицается "право наций на самоопределение" в его церковной версии, это значит, что Церковь возвращается к имперской экклезиологии.

Однако парадокс заключается в том, что эта имперская "тоталитарная" трактовка ("отделяетесь? – накажем!") сама по себе находится в противоречии с развитием христианства и православной эклезиологии после Второй мировой войны. Это развитие можно охарактеризовать как господство демократического принципа и духа относительности истины. В каноническом смысле критерием истинности является "законная церковная иерархия". В послевоенной экклезиологии такой критерий ослаблен за счет подразумеваемой множественности таких иерархий. Произошедший отказ от тоталитарности истины оказался на руку политикам: появился дополнительный довод в пользу расшатывания церковного фундамента. Разумеется, не "Камня нерукосечного", а канонического сознания. Началось юрисдикционное дробление.

Попытки сдержать его в послевоенном мире с его непререкаемым авторитетом демократической процедуры привели к одному стойкому церковно-политическому неврозу: фобии силы. Все усвоили, что эффект насилия – деформация сознания и потеря способности к диалогу. Диалог возможен только в положении равноправия и невозможен с позиции тотальной силы. Добро с кулаками неубедительно. Поэтому для эффективной борьбы с расколами вроде македонского для современных послевоенных православных Церквей годится только тактика равноправного диалога. Сербская же Церковь благодаря контактам с РПЦЗ и радикальной русской церковной эмиграцией еще хранит в себе некоторое "византийское имперство" и прибегает к громким прещениям и объявлениям интердикта на целые народы.

Но червоточина есть уже в половинчатости этой позиции: признав некогда болгарскую автономию, невозможно не принять македонскую. Когда объявляли о создании "всех условий" для диалога, то тем самым обнажалось некоторое скрытое лицемерие. Болезнь лучше лечить, пока она не развилась в хронический процесс. Влияние современной национальной политики на церковные дела настолько велико, что по требованию политиков отменяются каноны, налагаются интердикты и целые топы клириков и епископов в одночасье объявляются "простыми ряжеными".

Что мы имеем в ответе Сербской Церкви на неразрешимую проблему церковного сепаратизма (раздора)? Бессильную попытку прибегнуть к силе, не будучи в состоянии наладить равноправный диалог? Участие в греческой комбинации против Константинополя? Рефлекторную радикализацию сербской церковной политики? Думается, что все вместе. Но, как бы то ни было, на вызов дробления надо как-то отвечать, и как знать, может быть именно жесткий ответ, несмотря на свою болезненность, принесет желаемый результат?

Алексей Муравьев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования