Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Мягкий» раскол становится «жестким». Новые решения Сербской Церкви относительно Охридской архиепископии обостряют проблемы православия на Балканах


Неожиданную сенсацию принес завершившийся на прошлой неделе в Белграде Архиерейский Собор официальной Сербской Православной Церкви. Он наложил интердикт (то есть совершенно отлучил от общения) на все православное население Македонии и заявил о создании собственной автономной Охридской архиепископии на территории соседнего с Сербией государства. Столь жестким решением закончился многолетний переговорный процесс между Сербской патриархией и "самопровозглашенной" Македонской архиепископией, который велся с переменным успехом при посредничестве и Московской, и Константинопольской патриархий. Помимо прочего, можно говорить и о новом досадном церковно-дипломатическом провале Москвы, которая, по понятным причинам, находится в достаточно доверительных отношениях с патриархией в Белграде.

Едва ли решение Белградского Собора было согласовано с Москвой, представитель которой – протоиерей Николай Балашов – активно занимался "челночной дипломатией" по прямому поручению Патриарха Алексия II, которого о содействии в разрешении "македонского церковного вопроса" неоднократно просил президент Македонии. По словам о. Николая, его усилия начали было приносить первые плоды, и на горизонте забрезжила перспектива включения в диптихи поместных православных Церквей нового, 17-го по счету, члена. Но вдруг Сербская патриархия перечеркнула все усилия и, возможно, отбросила перспективы решения "македонского вопроса" на десятилетия.

Надо заметить, что "македонский вопрос" не было до сего момента самым острым в "мировом православии". Автокефалия древней Охридской архиепископии была восстановлена в 1967 году иерархами, рукоположенными Сербской Церковью. Хотя Белград и прервал каноническое общение с этими иерархами, он продолжал признавать их архиерейский сан и допускал окормляемых ими мирян ко причастию в своих храмах. Строго говоря, преемниками сохранявшей свою автокефалию вплоть до конца XVIII века Охридской архиепископии являются три поместных Церкви: помимо Македонской, это Сербская и Болгарская. В раннем Средневековье Охрид считался болгарским городом, а сейчас он находится на территории Македонии. И вполне справедливо задаться вопросом: если Сербия и Болгария унаследовали охридскую автокефалию, то почему ее не может унаследовать паства самого Богоспасаемого града Охрида? Если в "мировом православии" уже существуют две "постохридских" автокефалии, то почему не может быть и третьей?

Специалисты по сербской церковной жизни в качестве главной причины ужесточения позиции Сербской патриархии в отношении Македонской Церкви указывают на усиление влияния в сербском епископате националистически настроенных митрополита Черногорского Амфилохия и епископа Бачского Иринея. При весьма престарелом и немощном Патриархе Павле руководство Церковью фактически сосредоточилось в руках этих двух иерархов – учеников преподобного Иустина (Поповича), не отличавшегося, кстати, радикальным национализмом. Характерно, что епархия митрополита Амфилохия находится в склонной к сепаратизму Черногории, где также действует "параллельная" автокефальная Церковь – впрочем, не столь солидная и заметная, как Македонская. Возможно, борьба с черногорским сепаратизмом и создает в душе митрополита Амфилохия питательную почву для стремления покончить со всеми "расколами" в Сербской Церкви – причем покончить жестко и демонстративно - "чтоб другим неповадно было".

Со своей стороны, для македонских властей и вообще для македонского национального самосознания существование своей независимой Церкви принципиально важно. Международно-правовой статус Македонии до сих пор остается спорным. Греция, например, и вовсе не признает этого государства, выдвигая лозунг "Македония одна, и она – греческая!" Как административная единица Македония впервые возникла в составе Югославии именно в пику Греции. Македония до сих пор числится в международном протоколе не под своим конституционным названием, а как "Бывшая югославская республика Македония". Культурно-историческим центром Македонии является, безусловно, Охрид, где в течение восьми веков располагалась архиепископская кафедра. С этой кафедрой современную Македонию связывает только собственная автокефальная Церковь, поэтому отказ от нее равносилен отказу от собственной идентичности.

Можно усмотреть некоторые параллели между церковной политикой Москвы на Украине и церковной политикой Белграда в Македонии. В данный момент позиции церковного центра по отношению к попыткам провозгласить самостоятельность Украинской и Македонской Церквей одинаковы. Другое дело, что Македонская Церковь формировалась в условиях "мягкого" раскола, ее открыто поддерживает государство, и у Белграда нет шансов создать свои "параллельные структуры" в Македонии. Предельная же жесткость украинской ситуации объясняется тем, что именно от обладания этим куском православного мира зависит лидерство Москвы либо Константинополя в современном "мировом православии". От Македонии с ее 400 приходами, увы, ничего подобного не зависит.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования