Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Фергана – узбекская Вандея наоборот. Сегодняшние события в Узбекистане могут стать прологом исламской революции в этой стране


Из курса истории многие, наверное, помнят, что оппозиция французскому революционному режиму XVIII века возникла в одной отдельно взятой провинции – Вандее. Тогда же возникла расхожая фраза: "Если революция погибнет, то погибнет из-за Вандеи!"

Сегодня в другом районе планеты, в стране с другой религиозной традицией вполне будет правомерной фраза: "Если диктатура погибнет, то она погибнет из-за Ферганы!"

Практически всю новейшую историю в Узбекистане, стране с почти стопроцентно мусульманским населением, правили "cоветско-коммунистически- светско-демократические" диктаторы, всегда жестоко и бесцеремонно правившие своим народом и невнимательные к его традициям. Но, несмотря на жестокую диктатуру, в стране сформировалось исламская оппозиция, центром которой стала Ферганская долина. Выходцы преимущественно из этого региона составили актив таких движений как Хизб ут-Тахрир, Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и других более мелких. Именно против Ферганы было направлено острие репрессий властей. Причем, далеко не только против ставших уже хрестоматийными Хизб ут-Тахрира и ИДУ. Особенно это стало заметно в самое последнее время. Так, недавно в Узбекистане были подвергнуты преследованиям сторонники традиционного для страны суфийского тариката Накщбандийя.

А вот в городе Андижане, столице Ферганской долины, уже несколько месяцев длится процесс над 23 гражданами, обвиняемыми в принадлежности к религиозному движению Акромийя. В эту ситуацию сумятицы подбавили агитпропщики из местной газеты "Андижоннамэ", которые 2 апреля написали статью под заголовком: "Акромийя: цели и сущность", в которой резко тенденциозно и во враждебном духе высказались о доктрине этого движения – по-видимому, очень популярного среди жителей города.

Акромийя возникла в конце 80-х годов ХХ века. Его основатель – 40-летний Акром Юлдашев, написавший эссе "Путь к вере", а ныне сидящий в тюрьме, естественно, по обвинению в хранении наркотиков – дежурному обвинению против большинства противников существующего режима. Организация объединяет, в основном, молодых предпринимателей – средний класс. Авторы же упомянутой публикации приписали "акромистам" принципы и цели… Хизб ут-Тахрир (наименование, прекрасно внедренное в умы узбекских масс со знаком "минус", благодаря доблестной работе местных спецслужб), организации, которая и по принципам, и по составу членов во многом является антитезой "акромистам". Родители арестованных молодых людей, до сих пор мирно пикетировавшие местный СИЗО, теперь обратились в суд, требуя привлечь к ответственности авторов газеты за разжигание вражды и ненависти. Обо всем этом рассказывается достаточно подробно потому, что катализатором сегодняшних событий в Андижане - захвате города, здания администрации, Службы безопасности и тюрьмы вооруженными людьми, называющими себя "акромистами", - стала именно ситуация вокруг этого процесса.

Но почему же именно это движение, сторонников которого, по имеющимся данным, не более полпроцента от числа участников всех мусульманских движений Узбекистана, стало причиной взрыва недовольства с пока мало предсказуемыми последствиями? Ответ – в данных, приводимых обществом "Мемориал": 98,6 % арестованных в Узбекистане по политическим и религиозным мотивам составляют т. н. "исламисты". В переводе с языка цифр на язык слов это означает, что, во-первых, власти преследуют всякое инакомыслие по религиозному критерию в почти поголовно мусульманской стране, во-вторых, эта самая оппозиция (часто довольно разноплановая и далеко не всегда классически клерикальная) консолидируется вокруг исламских принципов и движений, в третьих, эта консолидация, в конце концов, приобретает общенациональный характер. А в-четвертых, она достигает, в конце концов, критической массы и вспыхивает в некий знаковый момент. По всей стране. И имя этому костру – исламская революция. Ни больше и ни меньше!

Согласимся, что в постсоветском Узбекистане все шло именно к складыванию исламской революционной ситуации. Могут, конечно, возразить, что Узбекистан самая вестернизированная, самая технократичная среднеазиатская страна. Но следует вспомнить, что одной из причин, например, иранской революции стал режим, проводивший нужные в целом реформы именно по западным образцам, но при этом не учитывавший исламской специфики страны, и более того, преследовавший исламские общественные силы. Во что это вылилось, мы все прекрасно знаем и помним.

Валерий Емельянов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования