Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Старый друг – лучше новых двух. Почему в РПЦ МП Иосиф Сталин превратился в «благоразумного разбойника»?


Попытки реабилитировать ценности советского времени, после 2000 года, вместе с модой на песни и символику той эпохи, возымели свое действие и возбудили интерес общества к своей недавней истории. Общество уже не склонно однозначно, в черных или белых тонах, оценивать героев Великой отечественной войны, действия советского военного командования и партийного руководства. О достижениях советских военачальников говорят теперь и вполне либеральные журналисты, и деятели искусства, замечая между делом, что победу в войне одержал, прежде всего, простой российский солдат.

Одно из самых влиятельных мнений о народе и власти в военные годы принадлежит иерархам РПЦ МП. К 60-летнему юбилею Великой победы представители этой Церкви "раскрыли" и новые "положительные черты" генералиссимуса И.В. Сталина.

В преддверии празднования Дня победы появился тезис о положительной роли сталинского режима в возрождении церковной жизни, который был сразу подхвачен священниками и епископами Московской патриархии. Данный тезис, к примеру, выразил архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов), который обратился к прихожанам в связи с предстоящим установлением в Красноярске бюста Иосифу Сталину. По словам владыки Антония, И. Сталин, как любой другой герой своего времени, обладал и положительными, и отрицательными чертами характера. Заслуги И. Сталина архиепископ видит, прежде всего, в его умении сконцентрировать силы народы для победы, и, конечно, "во время войны он открывал храмы, чтобы сплотить народ, оглядываясь на прошлое и понимая роль Церкви в России".

Осознание "государственной и объединяющей роли православия" становится оправданием и для сталинского окружения, и для тех архиереев, которые в 1943 году пошли на создание вместе с атеистическими большевистскими органами структур Московской патриархии. Безусловно, православные иерархи были готовы сыграть такую государствообразующую роль еще в 1927 году, когда митрополит Сергий (Страгородский) объявил "радости и печали" советского государства "радостями и печалями" Церкви. Однако именно в начале войны идейное представление о собственном народе у Сталина и идеологов РПЦ МП полностью совпали.

"Благочестие" сталинистов и "сергианцев" того времени из Московской патриархии основывалось на одних и тех же принципах: сохранения и преумножения величия российского государства, которое поддерживается неизбежной жертвенностью русского народа. Причем, эта жертвенность, как отмечали и православные иерархи, и советские историки, была, как правило, обязательной для миллионов простых россиян. И главное – она была "святой" в церковном варианте или "священной" в советском. Как заявил в своей проповеди 4 мая в храме Живоначальной Троицы в Москве митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев), "если сравнить жития святых с положительными героями русской классической и советской литературы, то, по сути, это будет один и тот же герой". Большевики, по мнению владыки Кирилла, пользовались именно исконными, историческими, качествами русских людей, воспитанных в лоне РПЦ МП: "Духовный исток победы - в той традиции, которая сформировала и воспитала русского человека, по инерции люди оставались верны тем идеалам, которые закладывались веками". Так, после 22 июня 1941 года и Церковь, и Сталин готовы были подпитывать любыми средствами терпение и жертвенность русских людей. Потому что власть и Церковь на протяжении многих веков, начиная со времен Ивана Грозного, внушала жителям своей страны представление о долге – умереть за силу государства и бескрайние просторы.

Почтение к И. Сталину порождает также нежелание критически пересматривать собственную историю. Об этом говорил Патриарх Алексий IIв интервью газете "Московская среда" (№ 9(115), 16-22 марта 2005 года). Как заметил предстоятель РПЦ МП, "нас не могут не беспокоить участившиеся в последнее время попытки переписать историю, оклеветать, оболгать, принизить и предать забвению бессмертный подвиг нашего народа". Патриарх невольно вспоминает только о том, о чем писала долгие годы и советская пропаганда: "Память о подвигах мужества, о жертвенности, верности и любви питает силы народа, воодушевляет его, полагается в основу новых свершений" ("Портал–Credo.Ru" уже комментировал это интервью Алексия II).

У сегодняшней РПЦ МП практически отсутствует рефлексия о себе самой, о своих просчетах и зверствах безбожной власти, с которой она до некоторой степени солидаризуется. В православной среде не существует таких тем для обсуждения, как служба архиереев РПЦ МП в качестве агентуры НКВД на оккупированных территориях, причины безмерного восхваления сталинской политики лидерами Московской патриархии и нежелание помочь представителям других христианских конфессий в России, которые находились в лагерях. Диктатор И. Сталин был действительно уверен в своей новой подопечной – Московской патриархии – и раздавал архиереям награды "За вклад в Великую Победу", а также Ордена Ленина и Красного Знамени.

Еще в ходе Всемирного Русского Народного Собора старообрядческий Митрополит Андриан призвал собравшихся политиков и епископов: "Мы не должны оставить без осмысления поразительный факт – что поверженный в войне немецкий народ на наших глазах сумел найти пути преодоления раздвоенности, в то время как русский народ, народ-победитель, в последние десятилетия шел все далее по пути разделения". Одни, зная цену сталинскому тоталитаризму, чтят память расстрелянных советской властью своих же граждан, военнопленных или же тех, кого просто бездумно бросали на поля сражений, для того, чтобы впредь личность каждого конкретного человека не втаптывали в грязь ни из-за советской имперской идеи, ни из-за "специфически русской" духовности. Другие видят в фигуре И. Сталина мечты о своем нынешнем несостоявшемся величии. У современной России нет ни имперского величия прошлого, ни былого благосостояния, не обладает прежним влиянием в светском обществе и Церковь. А так хочется некоторым церковным политикам, чтобы и В. Путину, как и И. Сталину, пришло "понимание роли Церкви в трудное для страны время". Однако старый друг РПЦ МП дорогой Иосиф Виссарионович Сталин – лучше двух новых Леонидов Брежневых. А уж сколько Владимиров Путиных надо – не сосчитать!

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования