Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Два визита – две системы. Последовавший вслед за поездкой Путина визит турецкого премьера Эрдогана в Израиль имел бoльшую политическую и религиозную определенность


После визита президента России в Израиль, который, как и предполагалось, носил в значительной степени ритуальный характер, в памяти политиков, да и простых обывателей, отпечаталось несколько событий. Первое - неполный визит В. Путина к Стене Плача, затем выторгованный отказ продать Сирии системы "Искандер" (этот шаг был, очевидно, заготовлен заранее), наконец, обещание бороться с антисемитизмом и встреча с проживающими в Израиле ветеранами Второй мировой, среди которых оказалась и школьная учительница президента, обучавшая его немецкому языку, так пригодившемуся ему в его первой профессии.

Так или иначе, никаких судьбоносных решений визит президента России в Израиль и Палестину не принес, что несколько странно для первого визита главы российского государства в эту страну. Впрочем, довольно знаково, в этом смысле, выглядит запись, сделанная В. Путиным в книге посетителей Русской духовной миссии в Иерусалиме: "Хранителям веры православной и интересов государства Российского на Святой Земле". Светская власть в лице посольства, видимо, недостаточно хранит эти интересы, хотя, по определению, именно этим она должна заниматься в первую очередь.

Именно "религиозная составляющая" путинского визита стала предметом живого обсуждения в прессе. До визита дискутировался "важный" вопрос о том, будет ли президент есть мацу, а после поездки - не менее "серьезный": насколько религиозным актом можно считать то, что Путин надел кипу в мемориале Яд-ва-Шем. Вероятно, более серьезных поводов для обсуждения визит В. Путина в Израиль не дал.

Турецкий премьер Реджеп Эрдоган позиционирует себя как исламский политик, а неоднозначные отношения Израиля с мусульманским миром хорошо известны. Тем не менее, у турецкого премьера не возникло проблем с кипой во время посещения мемориала жертвам Холокоста. Он ее просто не надел. А его супруга позировала перед телекамерами в строгом мусульманском хиджабе. Турецкий премьер также посетил мечеть аль-Акса на Храмовой горе.

Р. Эрдоган продемонстрировал своим визитом, что у Турции, в отличие от России, есть внятная и перспективная политика отношений с еврейским государством. Он заявил, что Турция должна стать мостиком между Израилем и мусульманскими странами. И это отнюдь не импровизация перед визитом, а полноценная политическая стратегия, в которой секуляристской Турции отводится роль проводника идей западной демократии в мусульманском мире. И это было источником бóльшей определенности визита Р. Эрдогана в Израиль в сравнении с визитом российского президента. Наконец, еврейское государство связывает с двумя мусульманскими странами – Турцией и Иорданией - такой простой, но жизненно необходимый фактор как… вода. Израиль испытывает ее недостаток и проблема эта покрывается за счет водных ресурсов Турции и Иордании. По этой проблеме реализуются специальные программы.

Итак, в отношениях между Турцией и Израилем была проявлена определенность, в том числе, и в религиозной сфере – Израиль готов поддерживать отношения с либеральными мусульманскими режимами, коих пока немного, но они есть. А вот в визите Путина не заметно пока какого-либо иного итога, кроме вздоха облегчения бюрократии - московской и, может быть, израильской – ну, спихнули мероприятие!…

Между тем, резерв для развития полноценных и внятных отношений Израиля и России есть. В частности, это проблема Иерусалима. Традиционно российское государство активно участвовало в "иерусалимском процессе". Cегодня бытует мнение, что вопрос о статусе Иерусалима и его святынь как бы отошел на второй план. Но это не так. Последние события (скандал в Иерусалимской Православной Церкви вокруг Патриарха Иринея, демарши вокруг Храмовой горы) ярко свидетельствуют о том, что иерусалимская проблема актуальна и сегодня. И в этом процессе Россия вполне могла бы значимо поучаствовать.

Валерий Емельянов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования