Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Христианская символика светского культа. Христианству действительно верующих людей не осталось места в секулярном мире – размышления на фоне Пасхи


Христос воскресе!

Процент людей, для которых за этими словами стоит факт, радикально меняющий ход их личной жизни, в современном мире едва ли больше, чем он был в Римской империи в 313 году, в год издания императором Константином Великим Миланского эдикта – формально всего лишь законодательного акта, вводящего христианство в число дозволенных в империи религий, а реально обозначившего курс на создание христианской империи.

Теперь давно уже не время для христианских империй. Христианство как религия из общественной жизни ушло, потому что и вообще в мире осталось мало религий, способных хотя бы в некоторых странах структурировать общественную жизнь (что осталось, то относится, в основном, к исламу).

Христианство ушло, но христианская — оставшаяся после христианства — культура осталась.

Современные люди отличаются от языческого населения Римской империи образца 313 года тем, что культурные формы их жизни и их языческих или атеистических верований теперь христианские.

Нам остался постхристианский мир с постхристианской культурой — с такой культурой, в которой христианской символике приходится нести груз нового для нее содержания.

Конечно, христианскую символику продолжают использовать по прямому назначению разные группы верующих, но все они вместе, в масштабах общества в целом, настолько малы, что непосвященному потребителю информации СМИ неоткуда о них узнать.

То, о чем можно узнать через СМИ, — это функционирование механизмов постхристианской культуры. Впрочем, лучше сказать, не "постхристианской", а пострелигиозной: все остальные религии взаимодействуют с постхристианской цивилизацией на тех же правах, что и христианство, — на правах культурного наследия.

В предпасхальные дни многие "патриотически настроенные" русские верующие были шокированы фотографиями Путина в еврейской кипе. Это не первый и даже не самый яркий случай приобщения президента РФ к религиозным обрядам иудаизма, но каждый такой факт продолжает задевать значительную часть людей, считающих себя и "своего президента" православными. Однако, куда более интересно, что и президент, и его критики действуют в парадигме постхристианской культуры. Президент – потому, что не видит границы между почтением к культурным традициям евреев и участием в религиозных церемониях иудейской религии (для него и религиозные церемонии являются культурными), а его критики – потому что остроту их переживаниям придают вовсе не каноны Православной Церкви, о которых мало кто из них даже слышал, а вполне светский антисемитизм.

Недавно совершенно аналогично повела себя губернатор Санкт-Петербурга В.В. Матвиенко в отношении к исламу. Осенью 2004 года она совершила своеобразный хадж в мусульманские страны – Иран и Азербайджан: для поездки был выбран священный для мусульман месяц Рамадан. Общаясь с приверженцами ислама, В. Матвиенко отдавала дань их обычаям и даже читала вместе с ними Коран. По ее словам, это "помогало вести переговоры". Как бывший дипломат, со вкусом по-восточному одетая, укутанная большим платком, петербургская градоначальница "старалась следовать правилам этих стран".

Символично совпадение в этом году Светлой седмицы и "майских праздников", особо торжественных тоже именно в этом году благодаря 60-летию Победы. Светские и церковные торжества взаимопроникают друг в друга, и вот уже рождаются новые символы синкретической религии: большое пасхальное яйцо с изображением трех событий: Воскресения Христова, победы в Великой Отечественной войне и заодно еще победы в Куликовской битве, 625-летие которой предполагается праздновать осенью. Такое яйцо было торжественно преподнесено Патриарху Алексию IIот имени Синода РПЦ МП на пасхальной вечерне. Об этом сообщило агентство "Интерфакс". Событие это — поздравление Патриарха от имени Синода — вполне внутрицерковное, к светской власти отношения не имеющее. А потому синкретический культ русско-советско-христианских культурных традиций, как видно, практикуется вполне искренне, не на экспорт, а для себя.

Формы этого культа не вполне еще устоялись, им присуща некоторая живость и непредсказуемость. На пасхальной службе в Санкт-Петербурге почтеннейший старец митрополит Владимир неожиданно стал кидаться яйцами — как оказалось, в харизматическом порыве литургического творчества. Митрополит перехристосовался со всеми госчиновниками, а яйца всё еще оставались, — вот они и полетели в народ.

Беззаботная атмосфера балагана и карнавала, где все понарошку и ничего всерьез (а что на самом деле всерьез, того никогда не показывают) – это атмосфера нашей нынешней цивилизации, цивилизации "картинки" по телевизору. Постхристианской религии в этой цивилизации может быть только одно место – место актеров в балагане, а иногда и клоунов. Цивилизация создает спрос на такую именно Церковь, причем, только на такую, а ее атмосфера действует заразительно и затягивающе, так что увлекает даже малоподвижных старцев-митрополитов из РПЦ МП.

Поэтому надо привыкать к новой жизни.

Христианству действительно верующих людей не осталось места в секулярном мире. Его оттуда выдавили, но оно, как змея, сбросило свою старую кожу. Эту пустую кожу христианства подобрали чужие люди, набили, чем захотели, и теперь возят повсюду и показывают, объявляя, что вот это, де, христианство.

Не надо их винить. Они делают это искренне, потому что искренне не понимают, по каким еще признакам можно определять, христианство перед тобой или что-то другое, если не по его "коже" — христианской культуре. Подобрав "выползок" (шкурку), они искренне думают, что подобрали саму змею, и что змея – это то, чем они ее нафаршируют.

Ну, а христианам бояться нечего: их учили быть не только "кроткими, как голуби", но и "мудрыми, как змии" (Евангелие от Матфея, 10:16).

Иеромонах Григорий (Лурье),
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования