Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Безальтернативная «альтернатива»


Явление, которое с легкой руки светских социологов и религиоведов получило наименование "альтернативное Православие", до сих пор не встроилось в социальную структуру постсоветских обществ. Хотя существует это явление на глазах у этих самых обществ уже как минимум 13 лет, со времен поздней "перестройки", сопровождавшейся бурной легализацией всех, кого до этого презрительно именовали "неформалами".

Несмотря на раздраженную реакцию "официального Православия", "Православие альтернативное" не может не быть признано заметным и значимым явлением современной религиозной жизни в России, на Украине, в Грузии… Оно не только постоянно присутствует в информационном пространстве (чаще – в слегка скандальном контексте), но и влияет на многие процессы внутри самого "официального Православия". Может быть, именно поэтому оно так его раздражает? Как зубная боль, вызванная ничтожно малым органом – зубным нервом, но заставляющая порой забыть обо всем огромном организме…

Те, кто в "официальном Православии" отвечают за "пиар" (правда, таких покамест ничтожно мало), избрали и придерживаются (тоже пока?) самой простой тактики борьбы с конкурентами-"альтернативщиками": не замечать их. Поэтому сведения об "альтернативном Православии" чаще всего достигают обывателя окольными путями – через случайные упоминания в прессе, через слишком громкие криминальные истории (с захватами храмов или судебными процессами), которые уж никак не скрыть.

Казалось бы, за 13 лет солидная, респектабельная корпорация, коей является "официальное Православие", вполне могла бы ужиться с мелким соседом, выведя его тем самым из "скандального поля", которое и обеспечивает "альтернативному Православию" определенную известность. Даже "дискриминационный" закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" устанавливает 15-летний срок легитимизации для любого, даже самого не связанного с Традицией, религиозного движения. "Альтернативное Православие", так или иначе, с Традицией связано, однако в легитимности и статусе "традиционной конфессии" ему фактически отказывают. И просвета не видно.

Уходящий день и прошедшая неделя напомнили об этом специфическом явлении религиозной жизни постсоветского пространства – "альтернативном Православии" -- серией скандалов и происшествий: убита староста нового храма РПЦЗ(В) в Карелии; усилились гонения на ИПЦ Грузии; в Суздале, где еще не улеглись страсти после скандального процесса против митрополита Валентина (Русанцова), уже начинается передел церковной собственности с ритуальными плясками на костях "поверженного" противника. Представить себе подобное в какой-нибудь стране, не претендующей на звание "православной по рождению", просто невозможно. В США или, скажем, Великобритании в принципе не может быть такого явления как "альтернативное Православие". Но оно может быть в России, на Украине, в Грузии, где смутная "память народа" о своих национально-религиозных корнях причудливо переплелась с потугами политиков, чье сознание живет в плену советских штампов, найти и сформулировать "новую национальную идею", которая вдохновила бы их народы "на труд и на подвиг", отвлекая их от коррупции и разного рода "злоупотреблений" этих самых политиков. Так, плененные штампами политики, старающиеся не замечать разного рода "маргиналий", особенно религиозных, даже не догадываются, что именно в их недрах, в недрах постсоветского религиозного подполья, живет, ожидая своего часа, подлинная национальная идея.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования