Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Лиха беда – начало! Два организатора выставки «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре признаны уголовными преступниками


Итак, завершился первый в постсоветской России идеологический процесс по делу устроителей выставки "Осторожно, религия!" в Музее и Общественном центре "Мир, прогресс, права человека" им. Андрея Сахарова. Вынесен, хоть и весьма мягкий, но обвинительный приговор директору музея Юрию Самодурову и его сотруднице Людмиле Василовской. Оба "преступника" приговорены к стотысячному штрафу. Вещдоки, в качестве которых фигурировали экспонаты выставки (можно считать их произведениями искусства, можно – нет, это дело вкуса и художественных предпочтений), решено вернуть авторам, а не уничтожать, как сгоряча предложили прокуроры. Третья подсудимая, Анна Альчук (Михальчук), признана невиновной и оправдана. Отклонено судом и еще одно предложение обвинения – запретить Самодурову на три года занимать административные руководящие должности.

Завершился процесс первый, но боюсь, не последний. Лиха беда – начало! Теперь уж никто не может сказать, что у нас нет национальной идеи – она есть, и состоит в праве на погромы и разрушение всего, что противоречит восстановлению неразрывной связи между священноначалием Русской Православной Церкви Московского патриархата, народом и руководством страны. А главное: никого конкретно нельзя обвинить в отрицании демократических ценностей: вроде бы независимый суд вынес соответствующий приговор. В сталинские времена судили по ст. 58-10, в хрущевско-брежневско-андроповские по ст.ст. 70 и 190-1 УК РСФСР (все это в том или ином виде – антисоветская пропаганда), а сегодня для этой цели используют ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии), которая была введена в УК как раз для борьбы с фашизмом и агрессивным экстремистским национализмом.

Такие процессы довольно быстро выходят из-под контроля их инициаторов и кураторов. Особенно на местах. Те же "православные граждане" уже точат зубы на выставку "Россия-2" (в рамках Первой Московской биеннале современного искусства). Культурный комитет Госдумы устраивает культпоход в Большой театр на предмет запрета там премьеры "Детей Розенталя" Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина – первой за последние тридцать лет оперы, заказанной театром. В случае с "Детьми Розенталя" коллективному "думскому медведю на воеводстве" "чижика" съесть не удалось – на свою беду ни одного нецензурного слова на генеральной репетиции депутаты не услышали. Премьера состоялась, и сей опус отпущенный ему срок на сцене Большого проживет, а может и дольше – спасибо "Идущим вместе" и депутатам за бесплатную рекламу!

Кстати, скандальный процесс вокруг выставки "Осторожно, религия!" дал еще один неожиданный пиар-результат – на Западе, по словам живущих там российских правозащитников, с нетерпением ждут "гастролей" выставки оказавшихся под судом работ. Как сказал по этому поводу Владимир Альбрехт, известный диссидент советских времен, автор книги "Как вести себя на допросе": "Интересно – за что сегодня в России сажают?"

Возвращаясь ко "Второму обезьяньему процессу", нельзя пройти мимо этнолого-религиоведческих изысканий суда. Суд в своем приговоре упорно настаивал на факте возбуждения подсудимыми вражды по признакам национальности. Оказывается, православие – национальная русская религия, т. к. большинство православных, по мнению суда, – русские, и оскорбление православия (даже если согласиться, что оно имело место быть) - национальное оскорбление русских.

Может быть, суд отождествил православие и "русскость" потому, что Православная Церковь Московского патриархата по повелению Сталина стала именоваться "Русской" в 1943 году, а не Российской Православной, какой она была до того? Нет! Российское православие издавна стало многонациональным! И иным в многонациональной России быть не может, если оно претендует на духовное лидерство!

Позволительно спросить судью Владимира Прощенко – автора приговора, по крайней мере, номинального, - еще и о том, куда же деть несколько десятков миллионов украинцев, белорусов, греков, болгар, румын и др.? А ведь православные есть еще и Аргентине, и в Японии, и в других концах земли, причем это не только этнически русские, но и аборигены. Им что, тоже считать себя оскорбленными именно "по признаку национальности"? Если объективно посмотреть, то практикующих православных, т.е. тех, кто регулярно ходит в церковь, а не заглядывает туда только на Пасху и называет себя православным при проведении непрофессиональных опросов, окажется намного меньше, чем православных иных национальностей в мире.

Приходится сказать г-ну Прощенко элементарную истину, высказанную апостолом Павлом, одним из основателей Церкви, что "во Христе Иисусе нет ни Иудея, ни Эллина, ни раба, ни свободного". Так что не стоило бы г-ну Прощенко пускаться в богословские рассуждения и грубо смешивать земной с небесным. Как писал Пушкин: "Суди, дружок, не свыше сапога!" Судья Прощенко пустился в толкование новой редакции ст. 282. Как известно, на момент совершения деяния, инкриминируемого подсудимым, ст. 282 существовала в редакции, не предусматривающей обвинения в возбуждении ненависти. Тем не менее, обвинение с упорством, достойным лучшего применения, настаивало именно на новой редакции применяемой статьи, а судья пошел у обвинения на поводу, утверждая, что можно толковать и старую редакцию так же, как и сегодня, потому, что она это "подразумевала". Таким образом, скромный таганский судья взял на себя функции Верховного и Конституционного судов, которые одни только и могут толковать законодательные нормы.

Боюсь, что юридических лавров в ходе этого судебного процесса г-н Прощенко не сыскал. Да и трудно было ему это сделать. Атмосфера не та! А нынешние судьи куда как чутки к этой самой атмосфере. А то, что рано или поздно, за все придется платить, то, как пел Александр Галич, "так это ж потом, потом…".

И в заключение: наши поздравления рясофорному фельдфебелю, о котором мы недавно писали. Ведь, что и говорить, в "постходорковскую" эпоху все могло быть гораздо хуже…

Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования