Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Время разбирать камни. Разум или чувства разрушают Храм Христа Спасителя?


Московский мэр как-то сказал, что сможет разрушить плавательный бассейн и на его месте создать Храм. К 2000 году, когда Патриарх Алексий II совершил великое освящение Храма, Юрий Лужков исполнил свое обещание. Памятники культуры такого уровня, как восстановленный шедевр XIX в. архитектора К. Тона, становятся символами эпохи, отражают внутренние устремления людей - как простых граждан, так и высших иерархов Церкви и чиновников.

В начале 90-х гг. власть старалась доказать собственное право управлять народами России, основываясь на вере и национальной идее. Многолетний проект строительства Храма был наилучшим фоном и основанием для укрепления сотрудничества Церкви и государства, для изменения образа власти в глазах россиян. И президент, и мэр столицы, вслед за большей частью других политиков, хотели избавиться от шлейфа советского прошлого и показать, что они просто возрождают страну и ее духовность.

Разумные доводы свидетельствуют о том, что прошлое нельзя просто предать забвению, так же как и намоленную церковь сразу построить невозможно. Кроме того, бывшие партийные функционеры не способны в одно мгновение стать православными государями. Именно поэтому процесс воссоздания Храма Христа Спасителя сопровождался столь большим количеством помпезных патриотических заявлений. О том, что в короткие сроки Храм стал перенасыщенным покаянными фразами и памятными датами эвфемизмом в глазах общественности, заметил даже официальный православный журналист диакон Андрей Кураев. В одной из своих статей - "Храм Христа Спасителя: за и против" - о. Андрей Кураев пишет: "Положительные заметки говорили столь высоким штилем, что он переходил в ультразвук и ухом обычного человека, уже не первую сотню дней живущего в мире "шокотерапии", просто не воспринимался: восстановить, мол, надо потому, что это "символ покаяния" и "национальная святыня".

Стоит ли в таком случае удивляться тому, что только подтопление стилобатной (нижней) части Храма вызывало шквал заметок, направленных против московского правительства и лично против столичного градоначальника? Несмотря на то, что 22 марта Юрий Лужков заявил о том, что не будет баллотироваться на должность мэра в 2007 году, "подмоченная" репутация лучших достижений мэрии 90-х гг. может отразиться на имидже преемника Юрия Лужкова. В том, что нынешний мэр назначит себе преемника, сомневаться не приходиться, так как именно продвижение своих наследников (хорошо еще, что не по родственной линии) является существом сегодняшней политической жизни в РФ. Уже 23 марта Лужков призвал не делать из трещин в фундаменте Храма "трагедии вселенского масштаба", тем более что еще ранее была создана специальная комиссия, которая приступила к проверке протечек и гидроизоляции лужковского гиганта. Лужкову, действительно, трудно понять, как, по его словам, можно "пугать" разрушением Храма и на "мазохизме строить социальную консолидацию". Настоящей трагедией для Лужкова перед президентскими выборами 2008 года может быть лишь провал его, "мэрской", операции "Преемник" в 2007 году. Состояние Храма наверняка послужит хорошим поводом для того, чтобы свести авторитет Лужкова к нулю.

Однако есть еще и объективные чувства, которые вызывает Храм у москвичей и вообще у всех, кто его видел и знает историю его строительства и воссоздания. Можно с уверенностью сказать, что мало кто задумывается о реальной художественной ценности росписи, скульптурных композиций и другого убранства. Память о погибших в войне 1812 года и победу над Наполеоном, в честь чего и был построен Храм Христа Спасителя, также нельзя назвать животрепещущими темами общественной дискуссии. Обсуждаются, прежде всего, подземные гаражи, шикарные залы заседаний, райские садики и трапезные под Храмом Христа Спасителя, а также то, как представители мэрии могут выколачивать "народные деньги" в Фонд воссоздания Храма из столичных предпринимателей. Значительная часть горожан вряд ли сможет ответить на вопрос, в честь какого события из земной жизни Иисуса Христа освящен этот Храм.

И разумные, и субъективные подходы к восприятию Храма не являются антихристианскими или направленными против Православия. Последние пятнадцать лет нашей истории говорят о другом. Нельзя до бесконечности назначать себе преемников, игнорируя мнение общества, нельзя также самому построить и объявить символом возрождения какой-либо заново сделанный памятник. Национальные символы, такие как Вестминстерское аббатство или Собор Парижской Богоматери, привлекают своей древней традицией, тем, что они связаны с целыми поколениями именитых людей страны. Храм Христа Спасителя пока не стал таким непотопляемым символичным сооружением, он слишком привязан к ельцинской эпохе первоначального накопления капитала. Именно поэтому одна протечка в лужковском Храме привела к ряду политических заявлений, ведь разрушение Храма – это крах надежд на процветание после "перестройки", на установление демократического общества, где каждый обладает правом голоса, машиной и коттеджем. Вполне в русском духе – променять общественную дискуссию и борьбу за права и европейские порядки в Москве и в России на возможность ощутить собственное величие от самого большого в мире собора. Хорошо, что опьянение блестящими позолоченными куполами, крестами и гипсокартоновыми барельефами проходит. В 90-х нас, как туземцев, вышедших из советского леса, еще можно было купить на красиво сделанные побрякушки, но это время прошло.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования