Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

О забытых обрядах и неприятных совпадениях


В некогда братской, а ныне основательно забытой Монголии, произошло любопытное событие: впервые после почти столетнего перерыва совершён обряд "Галагандигаа". В действе приняли участие более тысячи восьмисот лам из всех буддистских монастырей страны. Кульминационным моментом церемонии стало вынесение огромного изображения божества Богд Очирваань, у монголов отождествляющегося с Чингисханом.

Надо сказать, что поклонение хану Чингизу уже довольно давно стало в Монголии государственным культом. В этом году празднование 840-летия со дня рождения этого великого гуманиста прошло с величайшей пышностью: праздничные мероприятия продолжались много дней, с участием всего истеблишмента, включая президента и первых лиц страны. Причём речь идёт не просто о "приступе исторической памяти", а именно о культе: празднества сопровождались обрядами религии Тенгри (иногда называемой "монгольским шаманизмом"). Буддисты, как мы видим, тоже не остались в стороне. Всё это хорошо вписывается в генеральную линию: почитание великого полководца, внесшего, по выражению президента страны Намбарына Энхбаяра, "огромный вклад в дело образования и становления монгольской государственности".

А вот другое событие, вроде бы нисколько не напоминающее первое. На другом конце мира, в Чили, некий фотограф собирается устроить в пустыне фотосессию со стриптизом, в котором примут участие 130 добровольцев (среди которых есть даже семидесятилетний дедушка). Христианская страна со строгими нравами забурлила: организатора "непристойного зрелища" уже пообещали убить, а религиозные общины настучали в полицию. Дескать, "надо охранять общественную мораль".

Cходство между этими двумя событиями самое прямое. Во-первых, оба действа задевают чьи-то чувства. Во-вторых, организаторы мероприятий это прекрасно понимают, и более того – рассчитывают на это. И, в-третьих – и то, и другое действо являются религиозными обрядами. Причём очень скверного толка – о чём, собственно, и речь.

Начнём с первого. Понятно, монгольский народ – честно уж скажем, не самый могущественный и не самый богатый на Земле – отчаянно нуждается в какой-нибудь моральной компенсации, а демонстративное почитание великого завоевателя – не самое худшее утешение. "Были когда-то и мы покорителями мира". Но отчасти добрые монголы, поклоняясь Чингисхану, делают это ещё и назло "надменному соседу", некогда содержавшего эту страну на балансе, а потом забывшего о её существовании. Как известно, в советское время упоминания о славном монгольском прошлом, мягко говоря, не поощрялись: братский русский народ сохранил не самую добрую память о хане Чингизе и его потомках. "Так нате ж вам".

Нечто похожее имеет место быть и в случае с фотосессией. Очевидно, что известным фотографом двигает банальное желание получить свои очередные пятнадцать минут славы, задев чувства как можно большего количества людей. Разумеется, он рискует (чилийцы – народ горячий) но риск того стоит. Если с ним что-нибудь случится, его объявят "мучеником искусства" и новым Салманом Рушди. Если же сессию всё-таки проведут, он прославится хотя бы в качестве удачливого провокатора, закатившего пощёчину общественному вкусу. Стратегия банальная, но надёжная.

Теперь, однако, о религиозной стороне дела. Организаторы поклонения Чингисхану, и уж тем более славолюбивый фотограф – люди практические, и не верят в магию. Но это не значит, что они ею не занимаются.

Скорее всего, монгольский президент, как человек образованный, уверен в том, что все совершаемые во имя и во славу Чингиза ритуалы и обряды практической силы не имеют. Всё это – "политика и пиар", и ничего кроме. Но, поощряя и финансируя возрождение древних обрядов, они играются с вещами и символами, которых не понимают. Ламы же, которые всё понимаю прекрасно, будут молчать – и совершать сложные дорогостоящие обряды на виду у тысяч людей, отнюдь не объясняя их смысла. Кто знает, что из этого выйдет.

Ещё интереснее обстоит дело с фотографом. Современное искусство, пошедшее по пути нарушения всех и всяческих табу, довольно-таки быстро дошло до практик, подозрительно напоминающих очень древние языческие обряды. Достаточно посмотреть на картинку незашоренными глазами. Люди, добровольно удаляющиеся в безводную пустыню и торжественно совершающие там обнажение – на что это похоже? А что они будут делать дальше? А дальше фотограф собирается их ещё и раскрасить. Да, вот так – нанести на тела какие-то узоры. Тут уж любой этнограф завопит, что это типичная "дикарская религиозная церемония". И, возможно, будет прав? И, может быть, добрые чилийцы, возмущаясь "нарушением общественной нравственности", на самом деле инстинктивно чуют за всем этим нечто худшее – а именно, бесопоклонничество.

Разумеется, кому-то всё это может показаться паранойей. Однако же, существует такая банальная вещь, как осторожность. Не стоит тащить в рот всякую красную ягодку - особенно если бабушка сказала, что она "волчья". Пусть бабушка старая и глупая – но в данном вопросе она может оказаться права. Точно так же, не стоит организовывать и участвовать в действиях, которые наши предки считали магически значимыми. Даже если они ничего не знали об электричестве, в данном вопросе они могут оказаться правы…

В старое доброе советское время археологи (в числе которых был и знаменитый Герасимов) вскрыли гробницу Тамерлана, чтобы по костям черепа реконструировать лицо Железного Хромца. Местные жители умоляли их не делать этого: по преданию, если кости завоевателя вынуть из гробницы, начнётся война. Археологи посмеялись над местными суевериями и гробницу, разумеется, вскрыли. Это было весной 1941 года. Нетрудно догадаться, что через некоторое время экспедиции пришлось срочно убираться из этих мест. На место кости положили в 1943-м. С тех пор их никто не трогает…

Разумеется, это было совпадение. Но, может быть, не стоит нарываться на неприятные совпадения? Ведь если христианину, коего знак Креста охраняет от всякой бесовской напасти, может быть и не страшно залезать в подобные дебри (правда благочестивые христиане, как раз, в эти дебри старались не соваться), то многие ли наши современники могут похвастаться, что они этим знаком могут правильно себя осенить...

Вадим Шимонаев, специально для Портала-Credo.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования